Гоголь, Анализ произведения Нос, План

Краткое содержание

Глава 1

«Марта 25 числа случилось в Петербурге необыкновенно-странное происшествие». Цирюльник Иван Яковлевич находит в свежем хлебе нос коллежского асессора Ковалева, которого он брил по средам и воскресеньям.

Иван Яковлевич пытается незаметно выбросить находку, но ему постоянно мешают. В отчаянии цирюльник направляется к Исакиевскому мосту и бросает тряпку с носом в Неву. Радуясь разрешению проблемы, цирюльник вдруг замечает в конце моста квартального надзирателя, и героя задерживают.

Глава 2

Проснувшись утром, коллежский асессор Ковалев, желая посмотреть на выскочивший у него на носу прыщик, обнаруживает вместо носа абсолютно гладкое место. Ковалев немедленно отправляется к обер-полицмейстеру. По дороге, возле одного из домов герой замечает карету, из которой выпрыгивает господин в мундире и бежит вверх по лестнице. В изумлении Ковалев понимает, что это был его нос. Через две минуты нос вышел в «мундире, шитом золотом» со шпагой на боку. «По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника». Нос сел в карету и уехал в Казанский собор. Следуя за носом, Ковалев также заходит в собор и видит, как нос «с выражением величайшей набожности молился». Ковалев деликатно обратился к носу, пытаясь уговорить вернуться его на место, но нос делал вид, что не понимает, о чем идет речь, в конце сказав, что он «сам по себе».

В отчаянии Ковалев решает подать объявление о пропаже носа в газету, однако ему отказывают, так как от такой статьи «газета может потерять репутацию». Желая как-то подбодрить огорченного Ковалева, работающий в газете чиновник предлагает ему понюхать «табачку». Возмутившись, герой отправился к частному приставу. Частный пристав принял Ковалева достаточно сухо, сказав, «что у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких майоров, которые не имеют даже и исподнего в приличном состоянии и таскаются по всяким непристойным местам».

Ковалев решает, что в случившемся виновата «штаб-офицерша Подточина», которая хотела женить героя на своей дочери. По мнению асессора, она «наняла для этого каких-нибудь колдовок-баб». Ковалев пишет Подточиной письмо с угрозой, но, получив ответ, понимает, что она не имеет никакого отношения к пропаже носа.

Читайте также:  О чём заставляет задуматься рассказ Лапти Бунина 7 класс

Внезапно к Ковалеву приходит полицейский чиновник, который в начале произведения стоял на конце Исакиевского моста, и рассказывает, что нос героя найден: «его перехватили почти на дороге. Он уже садился в дилижанс и хотел уехать в Ригу». Чиновник принес его с собой. Ковалев очень рад находке, но все его попытки «поместить нос на свое место» безуспешны. Не помогает Ковалеву и доктор, который посчитал, что лучше все оставить как есть. По Петербургу быстро разлетаются слухи о том, что нос асессора видели в разных частях города.

Глава 3

7 апреля нос Ковалева неизвестным образом оказался снова на своем месте. Теперь Иван Яковлевич бреет мужчину с особой осторожностью, стараясь не прикасаться к его носу. «И после того майора Ковалева видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам».

«Вот какая история случилась в северной столице нашего обширного государства! Теперь только по соображении всего видим, что в ней есть много неправдоподобного». Однако «кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете; редко, но бывают».

История написания повести

Гоголь написал произведение «Нос» в 1832−1833 году и оно было включено в сборник «Петербургские повести». Об истории создания книги известны следующие факты:

  1. Автор придумал сюжет, вдохновившись известным анекдотом тех лет, об утерянном носе. Подобные истории были популярны и обладали множеством вариаций.
  2. Сюжет повести несколько раз менялся в течение нескольких лет, это происходило из-за введения цензуры, а также по причине того, что писатель желал реализовать свою идею наилучшим образом. Автор менял концовку произведения, в одном варианте все реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» оказалось просто сном главного героя.
  3. Сначала Николай Васильевич хотел опубликовать повесть в издании «Московский наблюдатель», но ему не позволили это сделать. Гоголю помог Александр Сергеевич Пушкин, который тогда стал издавать свой журнал. «Нос» был напечатан в «Современнике» в 1836 году.

Проблемы

  1. Главная проблема произведения – глубокое, закоренелое мещанство, которому подвержена большая часть общества. Будучи человеком невежественным, с узкими взглядами, Ковалев невероятно гордится своим чином. Потеря носа для него – настоящая трагедия, поскольку это может помешать ему в продвижении по службе. Для таких людей, как Ковалев, огромное значение имеет общественное мнение, внешнее соответствие правилам и приличиям, установленным в социуме. Они не способны самостоятельно мыслить, быть свободными и независимыми в суждениях.
  2. В повести поднимается проблема безнравственности, способная привести к самым непредсказуемым последствиям. К примеру, при обнаружении носа, цирюльник не относит его владельцу, а старается втихомолку от него избавиться и остаться безнаказанным за свою халтуру. Не менее безответственным персонажем выглядит и сам майор Ковалев, чьи поступки красноречиво отражают его малодушие.
  3. В своем произведении Гоголь раскрывает и проблему лицемерия. Каждый герой повести не обладает таким ценным качеством как искренность, поскольку оно явно не в почете в обществе. Нос, добившись высокого положения, не желает общаться с теми, кто ниже его рангом. Так он отражает поведение своего хозяина.

Реальное и фантастическое

Читая повесть «Нос», читатели сразу погружаются в необычный, сказочный мир, который Гоголь очень тонко переплел с реальностью. Так, например, окружающая действительность в произведении весьма обыденна: Петербург, быт статского советника и цирюльника привычен и понятен. Для пущей убедительности писатель даже добавил точные даты происходящих событий и точные детали местности. На фоне столь правдоподобной картины Николай Васильевич неожиданно представил совершенно фантастический факт – пропажу носа у главного героя. В ходе дальнейшего повествования беглец постепенно трансформировался из ничем не примечательного носа в самостоятельную личность, однако в итоге все вернулось на круги своя. В данном случае филигранное мастерство писателя сыграло свою роль, и фантастический элемент выглядит в повести весьма органично.

Жанр и строение произведения

Еще до выпуска «Носа» автор уже стал известным благодаря своему сборнику «Вечера на хуторе близ Диканьки», пропитанного темой мистики. Но если в «Вечерах…» сверхъестественные моменты были вдохновлены народными суевериями, то в «Петербургских повестях» Гоголь мастерски соединял фантастику и социальные проблемы. Писатель стал основателем нового направления — фантастический реализм в литературе.

Автор всегда обращал внимание на общественные диссонансы, замечал несправедливость, но будучи писателем, он мог только рассказывать об этих наблюдениях в своих произведениях. Добавление фантастических деталей позволяло еще ярче изобразить жизнь современников. В дальнейшем таким же приемом пользовался Михаил Булгаков, Салтыков-Щедрин и другие писатели.

Гоголь делит свое саркастическое произведение на три части: завязка, кульминация и развязка. События развиваются последовательно, хотя не всегда их логичность понятна. Подробности о строении композиции:

  1. В первом блоке описаны главные герои, их жизнь и начало повествования. Эта часть тоже содержит 3 блока: нахождение носа, желание от него избавиться, прощание с бременем, которое оказалось ложным.
  2. Во второй части автор рассказывает о майоре Ковалеве. Тут также присутствует завязка (обнаруживается, что нос пропал), развитие (поиски пропавшего) и завершение — нахождение носа.
  3. Заключительная часть предельно лаконична.

Смысл произведения

Благодаря такому художественному приему как контраст парадоксов, Гоголь смог в полной мере раскрыть всю порочность петербургского общества. Пропажу носа можно считать как некую расплату за грехи майора Ковалева, однако писатель намеренно не делает на этом акцент и не утяжеляет произведение излишним морализаторством. Он также не указывает способ исцеления общества от лицемерия, а только вырисовывает основные проблемы. Гоголь прекрасно понимал, что исправить общество внедрением каких-то радикальных мер не получится, и потому делал то, что считал нужным – высвечивал пороки в свойственной ему манере. Задумка писателя удалась, и современники были глубоко поражены, узнавая в героях повести своих знакомых, родственников и даже самих себя.

Чему учит?

Желания и интересы главного героя весьма ограничены: карьерный рост, красивые женщины, развлечения. Стремление к легкой жизни и глубокая порочность совершенно не смущают Ковалева, напрочь позабывшего о своей душе. Одержимый лишь тщеславными желаниями, майор испытывает духовный кризис, который самым разрушительным образом сказывается на его личности. Данный образ является собирательным, он демонстрирует, как общество погрязло в лицемерии и чинопочитании: маленькая сошка не осмелится проявить настойчивость при более высокопоставленных чинах, и в то же время «большой человек» не проявит великодушия в общении с подчиненными. Гоголь чувствовал, что подобные нездоровые отношения негативно скажутся на обществе, и предупреждал о возможных последствиях в своих произведениях.

I

Эта история началась 25 марта в Петербурге. Утром цирюльника Ивана Яковлевича разбудил запах свежего хлеба, который испекла его жена Прасковья Осиповна. Иван Яковлевич поспешил сесть за стол и начал резать горячий хлеб. Вдруг он обнаружил внутри буханки человеческий нос. Жена цирюльника тут же закатила истерику и обвинила мужа в том, что это нос одного из клиентов Ивана Яковлевича. Мол, он отрезал его по неосторожности во время бритья. Цирюльник внимательно изучает нос и понимает, что тот принадлежит майору Ковалеву, который посещает цирюльню дважды в неделю. Иван Яковлевич потрясен случившимся: сначала он не знает, что делать с таким неприятным сюрпризом, а затем решает, что от носа нужно избавиться.

Он идет на улицу и предпринимает несколько неудачных попыток выбросить орган Ковалева. Цирюльник опасается, что его может кто-то увидеть с чужим носом. Наконец ему удается выбросить сверток в Неву. Иван Яковлевич вздыхает с облегчением, но тут его подзывает квартальный и спрашивает, что цирюльник делал на мосту.

Главные герои и их характеристика

  1. Петербург в «Носе» Гоголя гораздо больше, чем просто город. Это обособленное место со своими законами и реалиями. Сюда приезжают, чтобы сделать себе карьеру, а уже достигшие каких-либо успехов стараются не померкнуть в глазах окружающих. Здесь всё возможно, даже нос способен стать на время независимым.
  2. Традиционный для Гоголя образ маленького человека представляет персонаж Майор Ковалёв. Для него важно, как он выглядит, пропажа носа приводит его в отчаяние. Он считает, что можно обойтись и без руки или ноги, но без носа – ты не человек, «просто возьми да и вышвырни за окошко». Герой занимает уже не самый нижний ранг: 8 из 14 по «Табели о рангах», но мечтает о более высоком чине. Однако же даже находясь на этом уровне, он уже знает, с кем может быть надменным, а с кем скромным. Ковалёв груб с извозчиком, не церемонится с цирюльником, но заискивает перед уважаемыми чиновниками и старается не пропускать званых вечеров. Но он абсолютно обескуражен встречей с Носом, который на 3 чина выше, чем его владелец. Как быть с частью себя, которая не знает своё место в физическом смысле, но отлично понимает своё положение в обществе?
  3. Образ Носа в повести достаточно ярок. Он превосходит своего хозяина: его мундир дороже, ранг значительнее. Немаловажным различием между ними является поведение в церкви: если Нос смиренно молится, то Ковалёв засматривается на красивую женщину, думает о чём угодно, только не о своей душе.

Критика

После публикации повесть «Нос» вызвала большое волнение в литературной среде. Далеко не все издания соглашались публиковать произведение, которое считали несуразным, пошлым, неинтересным и непонятным для широкой аудитории.

Читайте также:  В 1954 году поэма Александра Твардовского “Теркин на том свете” (добавление к “Книге пр…

Известный литературный критик Николай Чернышевский воспринял повесть весьма поверхностно легко, как популярный в то время анекдот. Первым, кто разглядел глубокий философский замысел произведения, стал Александр Сергеевич Пушкин. Виссарион Белинский заявил, что читателям нужно внимательнее оглядеться по сторонам – таких людей, как майор Ковалев повсюду сотни, а то и тысячи. Сергей Бочаров отметил ценность повести, которая побуждала читателей смело взглянуть правде в глаза, принять и осознать социальные проблемы.

Художественное своеобразие

Чтобы в полной мере воплотить в жизнь свой авторский замысел, Николай Васильевич взял на вооружение богатый арсенал литературных средств. Прежде всего, речь идет о гротеске. Комическое преувеличение характерно и для социального положения Носа, и для изображения взаимоотношений людей, принадлежащих к разным социальным группам. Так, Иван Яковлевич с гораздо большим трепетом начинает относиться к майору после того, как обнаружил его нос. А сам Ковалев боится подойти к Носу, стесняясь своего более низкого положения.

Гоголь придает носу человеческие качества, однако это олицетворение также имеет увеличенные масштабы. Нос настолько быстро стал полностью независимой единицей, что даже намеревался скрыться от своего хозяина за границей.

И, конечно же, стоит отметить характерную для Гоголя тонкую иронию и юмор, которыми так славятся все его произведения. Благодаря им характеристика образов становится более полной, богатой, а взаимоотношения между героями – живыми, натуралистичными.

Особенности реалистического гротеска

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только В.Г. Белинский, сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в «уродливом гротеске», который тот использует в своем творчестве, содержится «бездна поэзии» и «бездна философии», по своей глубине и достоверности достойная «кисти Шекспира».

Искусство и развлечения 25 декабря 2014

Повесть «Нос» — одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его. Повесть была впервые напечатана в журнале «Современник», в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах. Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени.

image

Блистательный гротеск

Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть «Нос» — наглядное тому подтверждение. Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек. При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести «Нос».

В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.

Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только В.Г. Белинский, сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в «уродливом гротеске», который тот использует в своем творчестве, содержится «бездна поэзии» и «бездна философии», по своей глубине и достоверности достойная «кисти Шекспира».

Краткое содержание повести

«Нос» начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось «необыкновенно странное происшествие». Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку. Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела. В поисках пропажи он направляется в полицию. По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор. Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с «величайшим усердием» и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.

Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место. Краткое содержание повести «Нос» этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то — в Таврическом саду. В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.

Так в чем смысл столь невероятного сюжета? Основная тема повести Гоголя «Нос» — это потеря персонажем частички своего «я». Вероятно, это происходит под воздействием нечистой силы. Организующая роль в сюжете отводится мотиву преследования, хотя конкретное воплощение сверхъестественной силы Гоголем не указывается. Тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации…но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника. Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» переплетается самым немыслимым образом.

Реальный план

Он воплощается в произведении в форме слухов, о которых автор все время упоминает. Это сплетни о том, что нос регулярно совершает променад по Невскому проспекту и другим людным местам; о том, что он как будто заглядывал в магазин и так далее. Для чего Гоголю понадобилась подобная форма сообщения? Сохраняя атмосферу таинственности, он сатирически высмеивает авторов глупых слухов и наивную веру в невероятные чудеса.

За что майор Ковалев заслужил к себе такое внимание сверхъестественных сил? Ответ кроется в содержании повести «Нос». Дело в том, что главный герой произведения — отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения по службе. Он сумел получить чин коллежского асессора без экзамена, благодаря службе на Кавказе. Заветная цель Ковалева — выгодно жениться и стать высокопоставленным чиновником. А пока, чтобы придать себе больше веса и значительности, он везде именует себя не коллежским асессором, а майором, зная о преимуществе военных званий над гражданскими. «Он мог простить всё, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию», — пишет о своем герое автор.

Вот нечистая сила и посмеялась над Ковалевым, не только отобрав у него важную часть тела (без нее карьеры не сделать!), но и наделив последнюю генеральским чином, то есть придав ей больше веса, чем самому хозяину. Правильно, нечего нос задирать! Реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос» заставляет задуматься над вопросом «что важнее — личность или ее статус?». И ответ выходит неутешительным…

Намеки гениального автора

В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение. Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру «выйти» из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки — он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос — часть тела, бесполезная без своего хозяина. Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя «Нос». Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.

Многие литераторы отмечали, что «Нос» — это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича — это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.

Источник: fb.ru

  • Калашникова Анна Александровна, преподаватель русского языка и литературы

Разделы: Литература

Класс: 10

Задачи:

  • углубить знания учащихся о творчестве Н.В.Гоголя,
  • совершенствовать навыки анализа прозаического текста,
  • развивать коммуникативные и творческие способности,
  • расширить понимание учащимися нравственных ценностей.

Оборудование: распечатанные фрагменты текста, тетради, наборы фломастеров и цветных карандашей, 3 листа ватмана формата А3.

Ход урока

1. Мотивация учебной деятельности

Запись и объяснение высказываний.

  • У достоинства есть занавес, у недостатка — маска. (Виктор Гюго)
  • Люди редко выставляют напоказ недостатки — большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой. (Оноре де Бальзак)
  • Часто люди падают с большой высоты из-за тех же недостатков, которые помогли им ее достичь. (Жан де Лабрюйер)
  • Очень часто человек стремится не искоренить свои недостатки, пороки, а лишь замаскировать, прикрыть маской приличия.

Проблемные вопросы.

  1. Если люди так стараются скрыть свои пороки, как же заставить их снять маски?
  2. Какие художественные приемы помогают Н.В. Гоголю найти ответ на этот вопрос в повести «Нос»?

2. Повторное чтение отрывков и анализ повести «Нос»

Чтение отрывков из 1 части.

— Прочитайте отрывок, раскрывающий особенности общения Прасковьи Осиповны и Ивана Яковлевича.

— Как вы думаете, почему автор ничего не говорит о внешности и характере супруги Ивана Яковлевича, указывая лишь, что это была «довольно почтенная дама, очень любившая пить кофей»? Есть ли в этой фразе ирония? Докажите.

Для справки: ПОЧТЕ́ННЫЙ, почтенная, почтенное.

1. Внушающий почтение к себе, заслуживающий, достойный почтения, уважаемый (иногда ирон.). «Имел очень почтенную наружность». Пушкин. «Муж и жена были люди самые почтенные». Пушкин. Почтенный человек. Почтенный возраст.

2. Прежде — вежливое, теперь — фамильярное обращение к кому-нибудь (прост.). «Пойдешь на Щукин — купцы тебе кричат: «почтенный!»». Гоголь.

3. перен. Большой, значительный (о размере чего-нибудь; разг. фам.). Статья весьма почтенных размеров.

Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

— Заслуживала ли уважения жена цирюльника? Найдите подтверждение в тексте.

(В этой же главе мы читаем, что Прасковья Осиповна была скупой и властной женщиной и совершенно подавила волю мужа. В этой семье любви нет. Таких семей много, поэтому забыта фамилия Ивана Яковлевича и Прасковьи Осиповны. Про детей их тоже нет никаких сведений. Скорее всего эта фамилия исчезнет, не получив продолжения в будущих поколениях.)

— Что можно сказать о цирюльнике? Найдите в тексте описание его внешности.

— Мог бы знатный человек, уважающий себя, бриться у такого цирюльника?

— Что мы узнаем о коллежском асессоре Ковалеве? (Ковалев не брезговал бриться у Ивана Яковлевича. Зато звание себе придумал выше настоящего. Он пытается выглядеть не тем, кто он есть на самом деле. В основе этого образа – ложь. И лжет он сначала себе, а потом и всех вокруг пытается «водить за нос».)

Чтение отрывков из 2 части.

— Кем же был Ковалев?

— Как его можно охарактеризовать? (Большого мнения о себе, корыстный, расчетливый)

— О чем говорит внешний вид Ковалева? (Хотел произвести о себе впечатление достойного человека, при этом ничего не сделав важного и полезного).

— В чем символичность исчезновения носа майора Ковалева? (Герою неприлично появляться без носа в общественных местах. Этот факт сразу перечеркивает все надежды Ковалева на удачную женитьбу, на продвижение по службе. Исчезновение носа майор Ковалев никак не может оправдать или даже использовать для своей выгоды. Нос пропал «ни за что, ни про что, пропал даром, ни за грош!» «Пусть бы уж на войне отрубили, или на дуэли», — тогда бы можно было объяснить увечье защитой отечества и заслужить тем уважение в обществе. Зато нос сам по себе разъезжает в карете, носит мундир, является «важным человеком». Он получил то, о чем так мечтает майор Ковалев. Символичность исчезновения носа в том, что отсутствие не ума, а носа становится причиной несчастий героя. Именно без носа он «гражданин не гражданин». И этот факт обличает всё общество, установившее такие порядки.)

— Как Ковалев пытается искать нос?

— Зачем автор приводит все объявления, которые попадут в газету? (Объявления подчеркивают абсурдность ситуации и равнодушие, безразличие к чужой беде людей, которые окружают майора Ковалева)

— Что говорит про Ковалева частный пристав? Найдите в тексте. (Слова частного пристава окончательно срывают маску с героя. Не оставляет ему шансов на оправдание и подтверждение повествователя: «Не в бровь, а в глаз!»)

— Что можно сказать о частном приставе? (Равнодушный, грубый, взяточник.)

Чтение отрывков из 3 части.

— Как был найден нос?

— Что вы можете сказать про врача? (равнодушие, лживость, чинопоклонство, безграмотность.)

— Как же нос оказался на своем месте?

— Какие приёмы комического использует автор? (Приёмы создания комического: гипербола, гротеск, неожиданность (появление носа в хлебе, обнаружение Ковалевым отсутствия носа), несоответствие (Нос занимает высокое положение в обществе), ирония (в поведении и диалогах героев, авторских характеристиках, «наивность» рассказчика в конце повести).

Гротеск – художественный приём, с помощью которого автор изображает людей и события в фантастически-преувеличенном, уродливо-комическом виде. Основан на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры.

3. Творческая работа в группах

  1. Инсценировка отрывков из 1 и 3 главы (действующие лица: автор, Иван Яковлевич, Прасковья Осиповна, майор Ковалёв, квартальный).
  2. Кластер: на двух листах ватмана А3 изобразить майора Ковалева и Нос с их ключевыми характеристиками.
  3. Газета: изобразить объявления в газете, в которую обратился Ковалёв. Что становится причиной отказа Ковалёву в размещении объявления в газете? Как воспринимают окружающие отсутствие носа у майора Ковалёва?

4. Итог урока

— Вернемся к проблемным вопросам и попробуем на них ответить, используя высказывания, записанные в начале урока.

Учащиеся записывают в тетради основные характеристики Ковалева и Носа в сопоставлении.

Нос как маска для главного героя, он воплотил в себе все мечты майора Ковалёва. Сам Нос занимает высокое положение в обществе, и никто не замечает, что у этого высокопоставленного «человека» и головы-то нет. Только нос. Вспомним выражения «задрать нос» (возгордиться), «не видит дальше своего носа» (о самолюбии, самомнении и недальновидности). Когда же маска снята, покидают майора Ковалева и гордость, и самолюбие. Нечем гордиться герою, вместо гордости появляется стыд и неловкость, зависть и возмущение. Он становится искренним только тогда, когда с ним случается беда. А с возвращением носа вернулась и его прежняя маска: прежние привычки, прежние знакомства. Под внешним приличием снова кроется равнодушие, лживость, грубость, взяточничество, чинопоклонство, тщеславие, лесть, зависть.

Создавая гротескную ситуацию, Н.В. Гоголь показывает обычное в необычном свете, то, к чему все привыкли и не замечают, — срывает маску с уродливых явлений действительности.

5. Домашнее задание

  1. Прочитать статью из учебника «Литература» 10 класс  ч.1 под ред. Лебедева стр. 227-232.
  2. Составить вопросы по статье.

6.11.2018

Здесь даны основные сведения о повести Н. В. Гоголя «Нос», представлено её краткое содержание для читательского дневника и пересказ, который можно читать по главам. Также дана краткая характеристика главного героя и других персонажей. В конце статьи указаны темы и основная мысль (идея) этой повести.

Краткие сведения о произведении

Сатирическую повесть «Нос» Николай Васильевич Гоголь написал в 1832–1833 годах. Первая её публикация была в журнале «Современник» в 1836 году. Эта повесть — из так называемого «петербургского цикла». У произведения фантастический сюжет — исчезновение носа у главного героя.

Главный герой повести

Другие персонажи

Очень краткое содержание для читательского дневника

Однажды цирюльник обнаружил в хлебе, который испекла его жена, нос Ковалёва, коллежского асессора, которого он брил по воскресеньям и средам. Недоумевающий цирюльник выбросил находку в реку с моста.

Ковалёв проснулся без носа, направился заявить о пропаже к обер-полицмейстеру и встретил на улице собственный нос в мундире, при шпаге и в шляпе статского советника.

Этот господин доехал в карете до Казанского собора и стал там молиться. Ковалёв с робостью попросил его вернуться на своё место, но тот важно заявил, что не понимает, чего тот хочет, и ускользнул.

Ковалёв хотел дать в газете объявление о пропаже носа, но ему отказали, чтобы газета не потеряла свою репутацию.

Отчаявшись, Ковалёв попросил помощи у частного пристава, но тот заявил, что приличному человеку не оторвут нос.

К Ковалёву пришёл полицейский, принёс нос и сказал, что тот был перехвачен с фальшивым паспортом по дороге в Ригу.

Ни Ковалёв, ни доктор не смогли прилепить нос обратно. Но вот однажды он оказался на лице своего хозяина, и тот снова стал жить как прежде и был очень доволен собой.

Краткий пересказ по главам (более подробный, чем краткое содержание)

Глава 1

25 марта произошло в Петербурге необычайное происшествие. Рано проснувшись, цирюльник Иван Яковлевич увидел, что супруга его испекла хлеб. Решил он съесть хлеб с луком, но разрезав его пополам, вытащил оттуда нос, причём чей-то знакомый.

Супруга гневно закричала застывшему в ужасе цирюльнику, что он разбойник, что во время бритья теребит за носы и у кого-то нос отрезал.

Иван Яковлевич признал нос — он принадлежал Ковалёву, коллежскому асессору, которого цирюльник брил каждое воскресенье и среду.

Прасковья Осиповна решительно потребовала унести ужасную находку из комнаты. Озадаченный её муж не знал, как она очутилась в хлебе, и пришёл в ужас, подумав, что полицейские найдут этот нос у него.

Завернул находку в тряпочку Иван Яковлевич и вышел с ней на улицу. Хотел он её куда-нибудь подсунуть тихонько или выронить, будто нечаянно, но то знакомый его останавливал, то будочник указывал, что он что-то уронил.

На Исакиевском мосту цирюльник тихонько бросил тряпочку с носом в воду.

Вдруг заметил он квартального надзирателя. Тот подозвал Ивана Яковлевича и стал допытываться, что он делал на мосту. Тот ответил, что просто смотрел на реку, но надзиратель приказал не врать. Тогда цирюльник обещал брить его бесплатно 3 раза в неделю, но тот упорно добивался, чтобы он сказал, что делал на мосту. Что было дальше с Иваном Яковлевичем, неизвестно.

Глава 2

Коллежский асессор Ковалёв, проснувшись, захотел взглянуть на прыщик, вскочивший вчера на носу. В зеркале отразилось лицо, но на середине его вместо носа было гладкое место. Убедившись, что это не сон, ошеломлённый Ковалёв помчался к обер-полицмейстеру.

Далее автор знакомит читателя с этим чиновником. Ковалёв уже 2 года состоял в звании кавказского коллежского асессора. Для того, чтобы придать себе больше важности, он всегда называл себя майором.

Каждый день майор Ковалёв прогуливался по Невскому проспекту. Одет он был очень прилично, а ухоженные бакенбарды его доходили до носа.

Майор приехал в Петербург в надежде найти приличное место. Не прочь был и жениться, но если в приданое дадут 200 тысяч рублей. Лишившись важной части лица, он лишался и этих своих надежд.

Закрыв платком лицо и показывая, будто у него идёт кровь, Ковалёв пошёл по улице. Вдруг увидел он, как из кареты выскочил господин в мундире и вбежал в один дом. В нём майор с ужасом узнал свой нос! Через 2 минуты тот вышел. Он был с саблей на боку, в прекрасном мундире и, судя по шляпе, имел чин статского советника. Нос сел в карету и уехал.

Ковалёв чуть с ума не сошёл и помчался за каретой. Она остановилась у Казанского собора. Ковалёв зашёл в собор и увидел молящийся нос. По шляпе и мундиру было видно, что тот имеет чин статского советника.

Набравшись смелости, майор стал намекать этому господину, что он должен знать своё место. Тот не понимал намёков или делал вид, что не понимает.

Тогда Ковалёв с достоинством объяснил ему, что он — собственный нос Ковалёва. Но тот ответил, что он сам по себе и, кроме того, служит по другому ведомству.

Нос продолжил молиться. Ковалёв обратил внимание на девушку, вошедшую в собор, а когда обернулся к носу, того уже не было.

Майор поехал к обер-полицмейстеру, но не застал его. Тогда он решил дать объявление, в нём хотел описать нос и просить увидевших его, доставить беглеца к нему или хотя бы сказать, где его видели.

Но чиновник газетной экспедиции не принял такого объявления, так как из-за него газета могла потерять репутацию.

Тогда майор пошёл к частному приставу, но тот, желая после обеда вздремнуть, не захотел производить следствие.

Дома Ковалёв стал размышлять и решил, что причина исчезновения носа с его лица — месть и «волхования» штаб-офицершы Подточиной, которая хотела женить его на своей дочери, а Ковалёв не хотел жениться.

На квартиру майора явился квартальный надзиратель, который в начале повести подозвал к себе цирюльника, принёс нос и сказал, что его задержали, когда он садился в дилижанс, чтобы ехать в Ригу.

Квартальный отдал нос и сказал, что цирюльник за его воровство арестован.

Ковалёв отблагодарил надзирателя, вручив ему деньги, и когда тот ушёл, стал прилаживать нос к лицу. Но тот не приклеивался!

Майор послал Ивана, своего лакея, за доктором, живущим в том же доме. Тот не смог помочь, а посоветовал положить этот орган в банку со спиртом и продать его. Ковалёв не согласился.

На следующий день майор написал письмо штаб-офицерше, чтобы она сделала так, чтобы его нос был сегодня же на своём месте, иначе он будет жаловаться властям.

Из ответного письма было понятно, что штаб-офицерша ничего не поняла, и Ковалёв решил, что она не виновата.

Слухи о носе распространились по всему Петербургу. Говорили, что он ежедневно в 3 часа гуляет по Невскому проспекту, и туда стекалась толпа зевак. Затем появился слух, что он гуляет в Таврическом саду.

Светские острословы смешили историей про него дам, но почтенные, благонамеренные люди были очень недовольны, так как считали распространение таких выдумок вредным делом.

Глава 3

7 апреля, утром, Ковалёв проснулся и, взглянув в зеркало, увидел, что нос на месте. Майор был вне себя от радости.

Пришёл цирюльник Иван Яковлевич, чтобы его брить, и удивился, что нос благополучно сидит на лице. Когда он хотел очень осторожно взять нос за кончик, чтобы удобнее было брить, Ковалёв закричал: «Ну, ну, ну, смотри!» Пришлось цирюльнику брить его «без поддержки за нюхательную часть».

Ковалёв поехал в кондитерскую, а затем по делам. Все относились к нему, как обычно, и он уверился окончательно, что нос его на своём месте. С тех пор майор был всегда в хорошем настроении и очень довольный своей жизнью.

В конце повести автор уверяет, что подобные происшествия, редко, но бывают.

Заключение к краткому пересказу

В повести Н. В. Гоголя «Нос» раскрыты темы:

Основная мысль (идея) повести «Нос» состоит в том, что карьеризм искажает подлинный смысл жизни. Карьерист не видит вокруг ничего, кроме себя, не развит духовно и гоняется только за внешними эффектами.

Гоголь в гротескной форме высмеивает пустое существование и напыщенность чиновников, озабоченных только тем, чтобы внешний их облик был значителен и благороден.

Краткое содержание повести может пригодиться для заполнения читательского дневника, а краткий пересказ по главам — для подготовки к уроку литературы.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Александр Махнёв
Отоларинголог, врач высшей категории, стаж более 25 лет.
Семейная клиника Верис
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий