Функциональная дисфония по гипотоническому типу после тиреоидектомии

Содержание

image х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Медицинский эксперт статьи

image Профессор Ханох КАШТАН Хирург, онкохирург Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 01.06.2018

Функциональная дисфония – нарушение голосовой функции, характеризующееся неполным смыканием голосовых связок при отсутствии патологических изменений в гортани; наблюдается при невротических состояниях.

Синонимы

Фонастения, афония (функциональная афония), гипотонусная дисфония, (гипокинетическая, гипофункциональная дисфония), гипертонусная дисфония (гиперкинетическая, гиперфункциональная дисфония), гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый, ложноскладковый голос).

Код по МКБ-10

Отсутствует.

Эпидемиология

Заболевание диагностируют у 40% больных с расстройством голосовой функции. Стойкие гипотонусные дисфонни составляют 80% в структуре функциональных расстройств голосообразования.

Скрининг

Скрининг голосовых расстройств осуществляют путём опенки голоса на слух, его соответствия полу и возрасту пациента. Изменение высоты, тембра, силы и рабочего диапазона голоса, быстрая его утомляемость, нарушение фонационного дыхания, разборчивости и плавности речи свидетельствует о заболевании голосового аппарата,

Классификация

В зависимости от типа голосоведения и характера смыкания голосовых складок различают: афонию; гипо-, гипер- и гипо- гипертонусную дисфоний. По этиопатогенетическому фактору выделяют мутационную, психогенную и спастическую диефонию.

Причины функциональной дисфонии

Основными этиологическими факторами развития функционального расстройства голоса считают конституциональные, анатомические, врождённые особенности голосового аппарата, перенапряжение голоса, психотравмирующие факторы, ранее перенесённые заболевания дыхательных путей, астенический синдром любой этиологии. Гипотонусные расстройства могут формироваться и на фоне длительного молчания, а также после хирургических вмешательств на гортани при атрофии голосовых складок. Тревожные и депрессивные расстройства – причина развития функциональной дисфоний в 29,4% и при спастической дисфоний в 7,1% случаев. У 52% пациентов с функциональной дисфонией диагностируют гормональные расстройства, чаще заболевания щитовидной железы. Другие причины – неврологические заболевания, такие, как болезнь Паркинсона и миастения, черепно-мозговая травма, нарушение мозгового кровообращения и др.

Патогенез функциональной дисфонии

Функциональные дисфонии – проявление нарушения процессов на разных уровнях условно рефлекторных взаимоотношений. С течением времени они приобретают характер патологии преимущественно периферического отдела голосового аппарата – гортани.

Функциональные изменения обратимы, но в ряде случаев могут приводить к органическим изменениям гортани. Например, длительно текущая гипотонусная дисфония или психогенная афония приводит к развитию атрофического ларингита с формированием борозды голосовой складки. Одновременно с этим формируется ложноскладковая фонация, которая вызывает гипертрофию вестибулярных складок. Гиперкинетическая дисфония – причина формирования стойких нарушений микроциркуляции голосовых складок и появления гранулём, язв, полипов, узелков и другой патологии гортани. У пожилых пациентов развитие функциональных расстройств голосовой функции обусловлено возрастными изменениями гортани и организма в целом; для них характерны гипотонусные дисфонии.

Механизм развития заболевания во время мутации голоса связан с дискоординацией перехода от фальцетного механизма голосообразования к грудному. В период мутации происходит изменение частоты основного тона, связанного с увеличением гортани. У мальчиков высота голоса понижается на октаву, голосовые складки удлиняются на 10 мм и утолщаются. У девочек высота голоса понижается на 3-4 полутона, а длина голосовых складок изменяется на 4 мм В норме мутация завершается в течение 3-6 мес. Причинами патологической мутации могут быть гормональные нарушении и психоэмоциональные факторы.

Патогенез развития спастической дисфонии до сих пор окончательно не изучен. Заболевание относят к фокальным формам мышечной дистонии наряду с такой нозологией, как спастическая кривошея, писчий спазм и др.

Симптомы функциональной дисфонии

Клиническая картина функциональной дисфонии обусловлена нарушением голосовой функции той или иной степени выраженности.

Гипотонусная дисфония – нарушение голосовой функции, обусловленное понижением тонуса голосовых складок и других мышц, участвующих в галосообразовании. Отмечается быстрая утомляемость голоса, придыхательная охриплость.

Гипертонусная дисфония – нарушение голосовой функции, обусловленное повышением тонуса голосовых складок. Фонация осуществляется с напряжением мышц шеи, голос резкий, охриплость выраженная.

Гипо-гипертонусная дисфония (вестибулярно-складковый голос) – нарушение голосовой функции за счёт понижения тонуса голосовых складок с формированием фонации на уровне вестибулярных складок с последующим развитием их гипертрофии.

Афония – отсутствие звучности голоса при сохранении шепотной речи.

Психогенная дисфония или афония – расстройство голосовой функции, ведущим этиологическим фактором которого считают психогенный.

Мутационная дисфония – нарушения голоса, возникающие в период мутации.

Спастическая дисфония – нарушение голоса, характеризующееся напряжённо-сдавленной прерывистой фонацией, дрожанием, охриплостью, нарушением расборчивости речи. Различают абдукторную и аддукторную формы. Во время речи отмечается подёргивание диафрагмы. Диагностируют нарушение артикуляции, изменения в психоэмоциональной сфере. Клинико-неврологическое обследование выявляет органическую патологию в виде дистонических синдромов (типа писчего и блефароспазма, кривошеи и др.).

Диагностика функциональной дисфонии

Для функциональной дисфонии характерно длительное расстройство голосовой функции – несколько недель, месяцев и даже лет. Отмечается её нестабильность, ухудшение голоса после нагрузки, на фоне ухудшения общего состояния, после перенесённых вирусных инфекций.

Физикальное обследование

Большое значение для диагностики голосовых расстройств, особенно функциональной природы, имеет субъективная оценка голоса, которую можно дополнить нагрузочными тестами (например, чтением вслух в течение 40 мин), а также психологическим тестированием с целью выявления соматоформных расстройств. Во время прослушивания речи обращают внимание на тональность, силу, рабочий динамический диапазон, тембр, особенности голосовой атаки, дикцию, характер фонационного дыхания, работу артикуляционного аппарата, состояние шейной мускулатуры и осанку обследуемого.

Инструментальное исследование

Для дифференциальной диагностики голосовых расстройств проводят ларинго- микроларинго-, микроларингостробо-, вибеоларингостробо-, эндофиброларинго-, трахеоскопию, акустический анализ голоса, определение времени максимальной фонации, спектральный компьютерный анализ голоса, оценку функции внешнего дыхании, глото- и электромиографию, рентгеновскую томографию гортани и трахеи, КТ гортани.

При гипотонусной дисфонии микроларингоскопическое исследование выявляет неполное замыкание голосовой щели при фонации. Форма её может быть различной – в виде вытянутого овала, линейной щели или треугольника в задней трети голосовых складок. Для атрофической формы характерно истончение края голосовой складки в виде бороздки, атрофия голосовых складок. Микроларингостробоскопическое исследование позволяет выявить преобладание ослабленных фонаторных колебаний голосовых складок малой или средней амплитуды, равномерных по частоте. Смещение слизистой оболочки по краю голосовой складки определяется довольно чётко. Акустическое исследование выявляет уменьшение времени максимальной фонации в среднем до 11 с, снижение интенсивности голоса у женщин до 67 дБ, у мужчин – до 73 дБ. При атрофической форме фонаторные колебания отсутствуют или асинхронны по частоте и амплитуде, для всех больных характерно неполное замыкание голосовой щели. Смещение слизистой оболочки по свободному краю не определяется. При афонии отмечают отсутствие смыкания голосовых складок при ларингоскопии.

Ларингоскопическая картина при гипертонусной дисфонии характеризуется усилением сосудистого рисунка, слизистая оболочка часто гиперемирована, при фонации отмечается пересмыкание голосовых складок. Постепенно происходит формирование ложноскладкового голоса. При микроларингостробоскопии характерны удлинение фазы смыкания, колебания малой амплитуды с незначительным смещением слизистой оболочки по краю. Гинертонусная дисфония часто приводит к развитию гранулём, узелков, кровоизлияний голосовых складок, хронического ларингита. При длительном течении формируется ложноскладковый голос. Развивается гипертрофия вестибулярных складок. В некоторых случаях голосовые складки не просматриваются, а при фонации визуализируется смыкание вестибулярных.

При мутационной дисфонии лариноскопическая картина может быть нормальной; иногда обнаруживают усиление сосудистого рисунка голосовых складок, овальную щель при фонации или треугольную – в задних отделах гортани (“мутационный треугольник”).

При абдукторной форме спастической дисфонии микроларингоскопичеекая картина характеризуется признаками гиперфункциональной дисфонии: пересмыканием голосовых складок, ложноскладковой фонацией и дрожанием голосовых складок, усилением сосудистого рисунка. При аддукторной форме голосовые складки не смыкаются при фонации, образуя щель но всей длине.

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика необходима в случае афонии с двусторонним параличом гортани, когда у пациента сохраняется озвученный кашель. Возможно проведение теста с заглушением. При утрате слухового контроля за голосом возможно его полное восстановление.

Показания к консультации других специалистов

В процессе диагностики и лечения расстройств голосовой функции требуется мультидисциплинарный подход с привлечением к процессу реабилитации невролога, эндокринолога, психиатра и фонопеда.

Лечение функциональной дисфонии

Подход к лечению функциональных дисфонии должен быть комплексным. Необходимо воздействие на этиопатогенетические факторы: лечение общесоматических заболеваний, соматоморфных расстройств, санация очагов хронической инфекции.

Цели лечения

Формирование правильных навыков устойчивой фонации, повышение выносливости голосового аппарата.

Показания к госпитализации

Госпитализация показана при необходимости проведения хирургического лечения.

Немедикаментозное лечение

Самый эффективный метод лечения функциональных расстройств голосовых функций – фонопедия. артикуляционная и дыхательная гимнастика, Активно применяют иглорефлексо-, психо- и физиотерапию, массаж воротниковой зоны. Из физиотерапевтических методов при гипотонусной дисфонии рекомендуют применять электростимуляцию мышц гортани диадинамическими токами, амплипульс, электрофорез на гортань с неостигмина метилсульфатом. Мутационная дисфония не требует специальной терапии, за исключением лечения сопутствующих заболеваний, рациональной психотерапии и фонопедии.

Медикаментозное лечение

Лекарственная терапия при гипотонусной дисфонии включает стимулирующие средства (элеутерококка колючего корневища и корни, витамины группы В, неостигмина метилсульфат 10-15 мг внутрь 2 раза в день в течение 2 недели, и улучшающие микроциркуляцию голосовых складок препараты.

При гипотипертонусной дисфонии и ложноскладковой фонации проводят общую и местную противовоспалительную терапию гипертрофического ларингита.

Лечение спастической дисфонии проводят совместно с неврологами. Применяют ГАМК-ергические препараты, блокады мышц гортани, массаж мышц шеи и фонофорез.

Хирургическое лечение

При выраженной стойкой гипотонусной дисфонии показаны имплантационная хирургия или тиропластика, цель которых – усиление аддукции голосовых складок. При ложноскладковой фонации с гипертрофией вестибулярных складок хирургическое лечение заключается в удалении гипертрофированных участков вестибулярных складок. В послеоперационном периоде, помимо противовоспалительной терапии, проводят фонопедию и стимулирующее лечение, направленное на повышение тонуса истинных голосовых складок.

Дальнейшее ведение

В некоторых случаях необходимо продолжать фонопедию в течение нескольких месяцев. При лечении лиц голосоречевых профессий, особенно вокалистов, требуется длительное наблюдение с коррекцией голосовой нагрузки.

Следует напомнить пациенту о том, что изменение голоса – симптом заболевания голосового аппарата, требующего обращения к оториноларингологу для диагностики голосового расстройства; невыполнение рекомендаций врача, и том числе по гигиене голоса, может привести к формированию органической патологии гортани.

При функциональной дисфонии сроки нетрудоспособности индивидуальны, составляют в среднем 14-21 день.

Прогноз

Чаще благоприятный. Стойкое нарушение голосовой функции, длительный характер течения приводит к к ухудшению коммуникации пациента. Функциональные нарушения голоса при отсутствии надлежащей терапии снижают трудоспособность практически здоровых лиц, создают угрозу трудоспособности.

Профилактика

Профилактика расстройства голосовой функции заключается и первую очередь в соблюдении гигиены голоса, формировании правильных навыков фонации, постановке речевого и певческого голоса, особенно у лиц голосо-речевых профессий. Большое значение имеют своевременная диагностика и лечение общесоматических заболеваний, приводящих к развитию дисфоний.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]

Где болит?

Боль в горле

Что нужно обследовать?

Гортань Мышцы гортани

Как обследовать?

Рентген гортани и глотки

Нарушение голоса — группа речевых расстройств, проявляющаяся в полном или частичном отсутствии фонации, вызванная патологическим состоянием органов голосообразования. Данная речевая патология чаще всего встречается следующих групп лиц:

  • люди, профессия которых предполагает большую речевую нагрузку;
  • подростки в пубертатном периоде;
  • взрослые и дети с наличием различных речевых нарушений (ринолалия, алалия, афазия и пр.).

Данная речевая патология относится к медико-социальным проблемам, поэтому диагностика и коррекционная работа при нарушении голоса предполагает участие отоларинголога, невролога, психолога и логопеда.

По причинам и механизмам фонационных расстройств различают:

1. Функциональные нарушения голоса. В данном случае речь идет об изменении функций голосового аппарата, при отсутствии каких-либо органических нарушений. Такого рода голосовые расстройства, в свою очередь, разделяются на:

  • центральные (имеющие психогенное происхождение и являющиеся преимущественно результатом психотравмы);
  • периферические (связаны с перенапряжением голосовых связок).

2. Органические нарушения голоса, которые также делятся на:

  • центральные (дисфония и афония при дизартрии и анартрии)
  • периферические (дисфония и афония при заболеваниях гортани; ринофония).

В общих чертах, проблемы голоса обычно описывают как нарушение тембра или высоты голоса, проблемы с громкостью и резонансом.

Нарушение голоса у детей

Развитие и изменение голоса у детей тесным образом связано с изменениями и ростом всего организма, а также с развитием артикуляционного и дыхательного аппарата. Можно сказать, что развитие голоса неотделимо от развития речи в целом, поэтому специалисты рассматривают, в первую очередь, именно речевые нарушения голоса. Вне речи возможны лишь элементарные проявления голоса: крик, кашель, смех.

Рассмотрим возможные причины возникновения голосовых нарушений. Центральные органические нарушения голоса могут быть вызваны параличами и парезами голосовых связок. Нередко нарушения подобного рода можно встретить у детей с ДЦП.

Периферические органические нарушения могут быть вызваны различного рода воспалениями, а также такими заболеваниями как:

  • хронический ларингит;
  • ожог (травма) гортани;
  • периферические парезы и параличи;
  • «певческие узелки»;
  • опухоль гортани;
  • послеоперационные рубцы и стенозы гортани.

Отличительной чертой функциональных голосовых нарушений является некорректная работа голосового аппарата на фоне отсутствия каких-либо органических повреждений. Центральные функциональные нарушения голоса вызваны, как правило, какой-либо психотравмой, поэтому специалисты выделяют так называемую «психогенную афонию».

Функциональные периферические нарушения голоса, как правило, обусловлены повышенными голосовыми нагрузками. Кроме того, нередко подобного рода нарушения возникают в следствии респираторных заболеваний, при условии, что ребенок не соблюдал голосовой режим.

Нарушение звукопроизношения и тембра голоса

Для оценки детского голоса используется терминология и педагогической, и медицинской классификаций, однако они не охватывают всю специфику нарушений детского голоса. Выделяют афонии – полное отсутствие голоса или дисфонии – изменения тембра голоса за счет добавочных призвуков. Данная классификация не учитывает специфики нарушений голоса у детей и не отражает всех аспектов голосовых проблем.

Согласно медико-педагогической классификации все нарушения голоса сгруппированы по акустическому принципу на изменения:

1. резонанса (гипо- и гиперназальность);

2. высоты основного тона;

3. силы голоса;

4. тембра голоса (осиплость или охриплость), которые в свою очередь разделить по:

  • длительности (кратковременные, стойкие);
  • степени выраженности (афонии, дисфонии);
  • характеру нарушения (физиологические и патологические, последние – функциональные и органические).

Важным фактором у детей является и возрастной критерий нормы. Нельзя не учитывать фактора формирования и развития голоса ребенка.

Коррекция нарушения голоса

Первый шаг при нарушении голоса — обследование. Установить причины речевой патологии помогут такие специалисты, как: отоларинголог, фониатр, невролог. Далее логопед исследует основные характеристики голоса.

В логопедическое обследование входит:

  • оценка анамнеза;
  • исследование особенностей голоса ребенка;
  • анализ характера голосообразования;
  • анализ темпо-ритмических и интонационных характеристик речи;
  • оценку физиологического и фонационного дыхания;
  • определение времени максимальной фонации.

Методика коррекции нарушений голоса зависит от причин появления дефектов, а также характера речевого расстройства. При функциональных нарушениях голоса в целях коррекции применяют массаж передней поверхности шеи, лечебную физкультуру, физиотерапию, а также даются рекомендации по соблюдению голосового режима.

При органических нарушениях голоса проводится общая и местная медикаментозная терапия. В некоторых случаях (по показаниям) назначается хирургическое лечение ЛОР-патологии.

Работу с логопедом рекомендуется начинать как можно раньше, это поможет добиться лучших результатов, предупредить фиксацию речевых дефектов, а также не позволит развиться невротическим реакциям.

Основные направления работы по коррекции речевых нарушений:

  • психотерапия;
  • коррекция дыхания;
  • логопедические занятия.

Работа с логопедом включают в себя:

  • дыхательную и артикуляционную гимнастику;
  • фонопедические упражнения;
  • логопедический массаж;
  • занятия, направленные на автоматизацию достигнутых навыков.

Положительная динамика по коррекции нарушений голоса заметна уже спустя 2-4 месяца занятий с логопедом. Обращаем Ваше внимание на то, что для успешного закрепления достигнутых результатов необходимо соблюдать все рекомендации логопеда и заниматься с ребенком дома.

Обращаясь в наш Центр, Вы получите квалифицированную помощь логопеда, который уделит особое внимание к Вашему ребенку и даст ответы на все волнующие Вас вопросы. Мы рады Вам помочь!Первый детский медицинский центр: Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

Записаться к Врачу

Первый детский медицинский центр
Здоровье детей – спокойствие родителей!

Поделиться в соцсетях:

В  В  В Содержание статьи:

В  В  В Что такое дизартрия

В  В  В Причины дизартрии у детей и взрослых

В  В  В Симптомы у детей

В  В  В Формы дизартрии:

В  В  В  В  В  В В Бульбарная В  В  В  В  В  В В Мозжечковая

В  В  В  В  В  В В Корковая

В  В  В  В  В  В В Подкорковая, или экстрапирамидная

В  В  В  В  В  В В Псевдобульбарная

В  В  В  В  В  В  В  В В Скрытая форма

В 

Дизартрия – одно из самых распространенных тяжелых расстройств речи. Иначе ее еще называют В«косноязычиеВ» или В«каша во ртуВ». Речь нечленораздельна, часто В«хлюпающаяВ», произношение звуков мезжубное, отсутствуют шипящие, вибранты и аффрикаты. Искажено произношение звуков раннего онтогенеза: М, П, Б, Д, Т, К, Г, Х. Нарушение произносительной стороны речи у детей обусловлено недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Работа с такими детьми занимает больше времени и требует огромного труда логопеда и терпения родителей.

В 

Этиология

В 

В 

Причины дизартрии у детей и взрослых

Причины повреждений нервов – различные неблагоприятные факторы или в период внутриутробного развития ребенка, или во время родов или после рождения вследствие заболеваний. Речевые проблемы возникают в результате повреждения тех участков мозга, которые необходимы для управления двигательными механизмами речи. При поражении периферических отделов нервной системы нарушаются структуры двигательных нервов к мышцам челюсти, губ, языка, щек, неба, глотки, гортани, диафрагмы и грудной клетки, а также структура ядер, которые расположены в стволе и в подкорковых отделах мозга, отвечающие за безусловно-рефлекторные эмоциональные речевые реакции, типа смеха, плача.

В 

imageПри поражении отделов центральной нервной системы недостаточно развиты подкорково-мозжечковые ядра и проводящие пути, осуществляющие регуляцию мышечного тонуса, порядок мышечных сокращений речевой мускулатуры и согласованность в работе артикуляционного, голосового и дыхательных аппаратов. Вследствие этого нарушается просодический компонент речи: громкость, плавность, темп, тембр, эмоциональная выразительность. Если повреждены проводящие системы, направляющие импульсы от коры головного мозга к нижлежащим структурам двигательного аппарата, повышается мышечный тонус в мускулатуре речевого аппарата и усиливаются рефлексы орального автоматизма. При центральном поражении недоразвитыми также оказываются и корковые отделы головного мозга, обеспечивающие формирование речевых способностей.

В 

У взрослых и детей причины дизартрии разные. У взрослых она вызвана нарушением мозгового кровообращения вследствие сосудистых заболеваний, черепно-мозговых травм, опухолей мозга, инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит). У детей отмечается внутриутробная патология плода: гипоксия, краснуха, заболевание матери, употребление отдельных лекарств; родовые травмы, неправильное положение плода при родах, асфиксия, крупный п лод, конфликт резус-фактора. Группы детей с дизартрией разнородные. Прямой взаимосвязи между тяжестью дефекта и выраженностью отклонений нет.

В 

Вверх

В 

Симптомы у детей

Дизартрия может быть как первичным дефектом, так и вторичным на фоне алалии, ринолалии, афазии, заикания, ДЦП, олигофрении, гидроцефалии, ЗПР, нарушения слуха и зрения. Наиболее часто встречается дизартрия у детей с минимальной мозговой дисфункцией. Наряду с недостаточно четким произношением и нарушением просодики наблюдаются такие симптомы, как не резко выраженные нарушения памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы, интеллекта, страдает пальцевая моторика, захватывают мелкие предметы кистью. Может быть замедлено формирование ряда психических функций: некоторые движения сокращаются или могут отсутствовать. Например, ребенок начинает стоять раньше, чем сидеть, не умеет захватывать мяч, спускаться по лестнице, прыгать. Часто у таких детей отсутствовала или была слабой стадия ползания, благодаря которой работа мозга активно разделяется на правое и левое полушария, образуя речевые зоны.

В 

Эмоционально-волевые нарушения у дизартриков проявляются на 1-ом году жизни. Набор симптомов следующий: такие дети беспокойны, много плачут, требуют повышенного внимания, у них нарушен сон, аппетит: либо нет чувства меры (полнота), либо плохо едят. Выявляется предрасположенность к срыгиванию, рвотам, диатезам, расстройствам ЖКТ, отказываются сосать грудь, наблюдается подтекание молока во время сосания из-под одного или обоих уголков рта, плохо приспосабливаются к изменениям погоды, метеозависимы.

В 

В 

image

В 

Вверх

В 

Формы дизартрии

Современная классификация болезни основана на принципе локализации нарушения. Выделяют бульбарную, мозжечковую, корковую, подкорковую или экстрапирамидную, псев добульбарную и стертую формы дизартрии.

В 

Бульбарная дизартрия

Бульбарная дизартрия – (от лат. bulbus – луковица, которую по форме напоминает продолговатый мозг) результат заболевания или воспаления продолговатого мозга, вследствиеВ которого происходит одностороннее или двустороннее поражения лицевого нерва. Причиной может стать вирусное заболевание или отит. При одностороннем поражении развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, которые приводят к нечеткой артикуляции губных звуков. При двустороннем повреждении произношение всех губных звуков идет по типу приближения их к единому глухому щелевому губно-губному или двугубному звуку (вместо В-Ф). Все смычные согласные сводятся к щелевому переднеязычному глухому звуку (вместо Б-П). Звуки не дифференцируются, характерна дисфония (расстройство голоса) или афония (отсутствие звучности в голосе). Нарушение произношения при бульбарной дизартрии часто сопровождается назализацией, гнусавостью (банка-манка), отсутствием мимики, ги персаливацией, расстройством сосания и глотания твердой пищи.

В 

Вверх

Мозжечковая дизартрия

Мозжечковая дизартрияВ вызвана поражением мозжечка, при котором нарушаются его связи с другими отделами ЦНС. Речь при этой форме дизартрии замедленная, импульсообразная, скандированная, с нарушениями ударения, громкости, угасанием голоса к концу фразы (напоминает речь пьяного человека). Наблюдается пониженный тонус мышц языка, губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп неспешный, мягкое небо провисает, жевание ослаблено, мимика вялая. Ребенок не может удерживать артикуляционную позу, проявляются избыточность или недостаточность объема движений языка. При напряжении и выполнении указанных движений наблюдается тремор языка. В анамнезе больного всегда есть ППЦНС.

В 

В 

Вверх

Корковая дизартрия

Корковая дизартрияВ проявляется как моторное расстройство речи разного патогенеза. Существует несколько вариантов корковой дизартрии: В  1. Дизартрия обусловленнаяВ односторонним, но чаще двустороннимВ поражением нижнего отдела передней центральной извилины. Выборочное центральное повреждение мышц артикуляционного аппарата затрагивает чаще всего язык, что приводит к снижению объема тонких целенаправленных движений. Обычно поражен кончик языка, поэтому нарушается произношение переднеязычных звуков (Ш, Ж, Р, Л), при тяжелых формах эти звуки в речи отсутствуют, в легких – заменяются мягкими или твердыми свистящими или переднеязычными (вместо Т вЂ“Ть, вместо Д-Дь). Возникает трудность в постановке Л-Ль, может нарушаться темп и плавность речи. В  2. Дизартрия связана с двустороннимВ поражением коры доминантного полушарияВ в нижних постцентральных отделах коры головного мозга. Затруднено произношение шипящих и аффрикатов. Нарушения артикуляции имеют непостоянный и неоднозначный характер. Ребенок в одних случаях говорит, в других – сказать не может, поскольку долго идет поиск нужного уклада, поэтому замедляется темп и плавность речи. Наблюдается недостаточная чувствительность лица. Ребенок затрудняется в точечной локализации прикосновения. В  3. Дизартрия вызвана одностороннимВ поражением коры доминантного полушарияВ в нижних отделах премоторных областей. Наблюдается недостаточность динамического праксиса, неспособность переключаться с одной артикуляционной позы на другую. Затруднено производство аффрикатов (распадаются на составные части). Замена щелевых звуков на смычные (З на Д, С на Т). Пропуски звуков при стечении согласных, избирательное оглушение звонких с мычных согласных. Речь замедленная, неестественная. В  Вверх

Подкорковая, или экстрапирамидная

image

Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия. Основная особенность – появление принудительных движений в мышцах не только речевого аппарата, но и во всем туловище. Нарушение звукопроизношения определяется изменением мышечного тонуса в лицевой мускулатуре во время речи, гиперкинезом, расстройством импульсов отречевой мускулатуры и эмоционально-двигательной сферы. В  Ребенок, страдающий подкорковой (экстрапирамидной) дизартрией, испытывает трудности в удержании артикуляционной позы, что связано с постоянно меняющимся мышечным тонусом. В расслабленном состоянии мышечный тонус снижен, в состоянии усталости, эмоционального напряжения происходит резкое повышение мышечного тонуса, появляются насильственные движения (например, шевелит пальцами рук во время речи). Язык резко напрягается, группируется в комок, подтягиваясь к корню. Напряжение передается на голосовой аппарат и дыхательную мускулатуру. При выраженных нарушениях речь смазанная, невнятная, с носовым оттенком, с угасанием голоса к концу фразы, переход е го в неясное бормотание. Эта форма дизартрии совмещается с нарушением слуха по типу нейросенсорной тугоухости. В  Вверх

Псевдобульбарная дизартрия

Псевдобульбарная дизартрияВ встречается в 96% случаев. Обусловлена двусторонним поражением двигательных корко-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. При псевдобульбарной дизартрии отмечается высокий мышечный тонус в артикуляторной мускулатуре по типу спазма в мышцах, вследствие которого ограничиваются активные движения артикуляционного аппарата, в тяжелых формах – полное их отсутствие. В  В то же время сохраняются рефлекторные автоматические движения: глотание, дыхание и т.п. При произнесении звуков П, Б, Д язык напряжен и оттянут кзади, спинка закруглена, закрывает проход в глотку, кончик языка не выражен, объем произвольных движений небольшой. Ребенок, страдающей псевдобульбарной дизартрией, может высунуть язык изо рта, но амплитуда этих движений ограничена, с трудом удерживает широкий язык по средней линии, он отклоняется в сторону, опускается за нижнюю губу или загибается к подбородку. При выполнении упражнения В«ЧасикиВ» язык колеблется в малой амплитуде, медленно В«бороздитВ» по губе. Ребенок не может поднять язычок к верхней губе при выполнении упражнения В«Вкусное вареньеВ» или достает кончиком языка нос, помогая нижней губой. В  В  Вверх

Скрытая форма

Скрытая форма дизартрииВ (СФД) – один из вариантов псевдобульбарной дизартрии, которая выявляется при тщательном обследовании. При небольших дизартрических расстройствах наблюдается малоподвижность мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка) вследствие повреждений некоторых отделов ЦНС. Признаками СФД являются: Саливация при напряжении языка. Девиация – отклонение языка от средней линии в положении В«ЛопаточкаВ». Асимметрия языка. Тремор языка. Могут быть нарушения общей моторики. Ребенок не вписывается в темп на музыкальных занятиях, основные движения выполняет некачественно, заметна плохая координация. Например, долго не может стоять на одной ноге. Плохо развита мелкая моторика пальцев рук. Ребенок медленно овладевает навыками самообслуживания, держит вилку и ложку в кулаке, плохо переодевается, не умеет вырезать. Нарушены пространственные ориентировки: лево-право, на листе бумаги не может найти центр. В артикуляционной моторике заметны нарушения как при статических упражнениях, так и в динамике. Страдает мышечная сила фиксации артикуляционных поз языка, ребенок быстро утомляется. Нарушена координация движений, их объем и амплитуда. Нарушено звукопроизношение как при дислалии, но при автоматизации звуков работа тормозится. Страдает просодическая сторона речи: темп замедленный, когда ребенок пытается говорить быстрее, проглатывает окончания и слоги. Дыхание аритмичное, пытается говорить на вдохе. Речь смазанная, нарушена дикция. Общее недоразвитие речи.В 

В 

Коррекционная работа логопеда строится с учетом формы дизартрии и подкреплена дифференциальной диагностикой, о которой поговорим в следующем материале.

В 

Вверх

В 

Автор Юлия Савельева

imageЕсть вопросы? Задайте ихВ логопеду. Онлайн. Бесплатно.

В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В  В ЗАДАТЬ ВОПРОС

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Александр Махнёв
Отоларинголог, врач высшей категории, стаж более 25 лет.
Семейная клиника Верис
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий