Можно ли вернуть слух глухим и слабослышащим детям?

Виды и степени тугоухости

Болезнь имеет две разновидности. Кондуктивная тугоухость – главной проблемой является плохая проводимость звука наружным и средним ухом. При этом такой вид не как не влияет на распознание речи. Лечение такой разновидности тугоухости возможно только при помощи хирургического вмешательства. Улучшение слуха происходит за счет исправления слуховых косточек, либо за счет мирингопластинки.

Второй вид — нейросенсорная тугоухость. Эта болезнь может возникнуть, если произошло повреждение нервных клеток во внутреннем ухе, а так же слухового нерва, либо барабанной перепонки. Нейросенсорная тугоухость может возникнуть по различным причинам. Например, побочный эффект от лечения антибиотиками, так же при заболевании инфекционными болезнями. Окружающая среда тоже может послужить развитию данной болезни под воздействием промышленных шумов.

Существуют две степени тугоухости. При легкой пациент сможет распознать шепот на расстоянии от одного до трех метров, а разговор на расстоянии 4 метров. Вторая степень тугоухости – тяжелая. Данная степень не позволяет различать шепот. Что бы определить степень тугоухости, нужно обратиться в кабинет к отоларингологу.

Лечение нейросенсорной тугоухости

Если тугоухость сравнить с лечением зубов, то можно сказать, что даже если вы частично потеряли слух, его намного трудней восстановить, чем сделать зубной протез. Нейросенсорную тугоухость можно вылечить лекарственными процедурами, наряду с физиотерапией и использованием электростимуляции. Это можно сделать только в том случае, если болезнь обнаружена на раннем этапе. Многие больные в лечении используют мануальную терапию.

Если болезнь носит тяжелую степень тугоухости и пострадало не одно ухо, а два, то применяется слухопротезирование. Для того что бы распознать болезнь на ранней стадии, нужно знать ее симптомы. К ним можно отнести – ушной шум, головокружение, а так же неправильную работу вестибулярного аппарата. Большинство людей небрежно относятся к своему здоровью, и посещают врача только в при сильных нарушениях слуха. Лечение нейросенсорной тугоухости в этих случаях очень сложное и необходимо применение слуховых аппаратов.

Не стоит забывать о генетической предрасположенности к данному виду болезни. Сначала болезнь не как не тревожит вас, и ее сложно распознать, но может наступить резкое ухудшение. Такая генетическая предрасположенность может проявиться через поколение и отразиться на качестве слухового аппарата.

Скрыть спецпредложения Показать спецпредложения

  • image Скидки для друзей из социальных сетей! image Второе мнение Для жителей районов Савеловский, Беговой, Аэропорт, Хорошевский Консультация ЛОРа со скидкой 20%! 1

    Аудиометрия в МедикСити

    2

    Промывание слуховых каналов

    3

    Диагностика тугоухости в МедикСити

    Симптомы тугоухости

    Главными симптомами тугоухости являются:

    • значительное понижение слуха;
    • шум и звон в ушах различной интенсивности;
    • чувство заложенности в ушах;
    • головокружение и потеря равновесия.

    Признаки тугоухости

    О появлении у Вас тугоухости могут говорить следующие признаки:

    • появилась необходимость наблюдать за губами говорящего;
    • начались сложности в общении с людьми и понимании их речи в общественных местах;
    • приходится постоянно переспрашивать собеседника;
    • хочется увеличить громкость радио и телевизора;
    • появилась боязнь разговора по телефону из-за плохой слышимости.

    Степени тугоухости

    Тугоухостью называют любое ослабление слуха. Различают 3 степени тугоухости:

    • тугоухость легкой степени (порог слышимости повышается до уровня 40 децибелов, речь различается на расстоянии 4-6 метров);
    • тугоухость средней степени (порог слышимости от 41 до 50 децибелов, человек воспринимает разговорную речь на расстоянии от 1 до 4 метров);
    • тугоухость тяжелой степени (порог слышимости до 70 децибелов, разговорная речь может улавливаться с расстояния 1 метр).

    Виды тугоухости

    Можно различить следующие виды тугоухости: кондуктивную, нейросенсорную (сенсоневральную), смешанную и генетическую (наследственную).

    Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость

    Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость характеризуется поражением звукопринимающих органов, гибелью волосковых клеток, которые видоизменяют звуки в нейроэлектрические импульсы.

    Главным симптомом сенсоневральной тугоухости является снижение слуха. Часто возникает после перенесенного ОРВИ, психоэмоционального стресса, интоксикаций. Поражаться может как одно ухо, так и оба одновременно. Очень частый симптом при этом заболевании — шум в ухе: может быть как высокочастотным (звон, писк, «зуммер», «шипение»), так и низкочастотным (гул). Такие явления требуют немедленного обращения к врачу. Врачу, заподозрившему нейросенсорную тугоухость, необходимо выполнить камертональные пробы. Для верификации диагноза и точного определения степени снижения слуха выполняют аппаратное исследование — тональную пороговую аудиометрию. При отсутствии лечения и профилактики заболевание прогрессирует и приводит к полной глухоте.

    Клинические формы нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости

    Внезапная тугоухость

    Внезапная тугоухость может давать симптомы кондуктивной, нейросенсорной и смешанной тугоухости, в зависимости от вызвавшей ее причины. Если слух снизился в результате воздействия шума, сначала человек теряет способность слышать звуки определенных частот (около 4000 Гц), а затем все хуже и хуже различает звуки всех частот.

    Человек может потерять слух внезапно в течение нескольких часов, и даже минут. Как правило, в потере слуха «виновата» инфекция. Пациенты с таким нарушением сравнивают свои ощущения с обрывом телефонного провода: резкое наступление тишины. Как правило, заболевание этой формы носит односторонний характер. Необходимо срочно обращаться к врачу. При оказании помощи в первые дни заболевания слух удается восстановить более чем в 90% случаев.

    Острая тугоухость

    Прошла неделя после того как человек потерял слух. Вероятность вернуть слух на этом этапе – 70-90%. Если клиническая картина сохраняется в течение 1-3 месяцев, то можно говорить о подострой тугоухости.

    При подострой тугоухости человек ощущает заложенность в ушах, которая становится постоянной. На фоне шума в ушах больной начинает чувствовать, что он начинает слышать все хуже. Конечно, время для восстановления слуха уже немного потеряно, но все же необходимо обратиться к врачу. Иначе тугоухость может перерасти в хроническую форму.

    Хроническая тугоухость

    Продолжительность заболевания — более 3 месяцев. Характеризуется тем, что уже при имеющейся тугоухости происходит дальнейшее понижение слуха, сопровождающегося шумом в ушах. Могут чередоваться периоды ухудшения слуха с промежутком небольшой ремиссии.  Вероятность полного восстановления слуха на данном этапе крайне низкая. Однако курсы поддерживающей сосудистой терапии позволяют предотвратить дальнейшее снижение слуха.

    Различают также старческую тугоухость (пресбиакузис). Для старческой тугоухости характерны звон в ушах и неспособность понимать речь (т.е. разборчивость речи).

    1

    Диагностика тугоухости в МедикСити

    2

    Диагностика тугоухости в МедикСити

    3

    Диагностика тугоухости в МедикСити

    Кондуктивная тугоухость

    При кондуктивной глухоте происходит повреждение среднего уха или барабанной перепонки в результате механической травмы или попадания инфекции.

    Кондуктивая тугоухость – это связанные с плохим восприятием звуков нарушения слуха, вызываемые дисфункцией звукопроводимости от наружного уха и барабанной перепонки к среднему уху и от него к уху внутреннему. Именно поэтому данный вид тугоухости называется кондуктивной – от латинского слова «проводить».

    При кондуктивной тугоухости звуковое колебание не достигает основного реципиирующего органа человека – волосков эпителия расположенного во внутреннем ухе кортиева органа, передающих сигналы слуховому нерву.

    Для кондуктивной тугоухости характерна пониженная чувствительность в восприятии звуков, но изменения в их отчетливости не происходит. Достаточно усилить громкость — и пациент с такой формой тугоухости будет нормально слышать. Обычно человек с кондуктивной тугоухостью говорит тихим голосом и обладает нормальной способностью различать звуки, но хуже слышит, когда жует.

    Причины тугоухости кондуктивного типа

    Причины, спровоцировавшие кондуктивную тугоухость, могут быть весьма разнообразны.

    Например, нередко её вызывает серная пробка в наружном ухе. К сожалению, зачастую пациенты пытаются избавиться от такой пробки самостоятельно, и нередко такая самодеятельность ведёт к серьёзным травмам и воспалениям, чреватым необратимыми потерями слуха.

    Между тем опытный врач-оториноларинголог в клинике «МедикСити» может избавить Вас от серной пробки и вызываемой ею тугоухости в течение нескольких минут и без каких-либо неприятных ощущений.

    Другая распространённая причина кондуктивной тугоухости – наружный отит, воспаление в наружном ухе, нередко сопровождаемое нагноением.

    При этом попытки лечить отиты самостоятельно с помощью примочек и произвольно выбранных лекарственных препаратов, могут серьёзно обострить ситуацию и резко осложнить слуховое восприятие, причем надолго или даже навсегда.

    Кроме того, кондуктивная тугоухость может быть вызвана следующими причинами, связанными с барабанной перепонкой:

    • перфорация или повреждение барабанной перепонки (может сопровождаться колющей болью и кровотечением);
    • тимпаносклероз или склероз барабанной перепонки – патологический процесс воспаления и деградации тканей перепонки, сопровождающийся образованием гнойной массы;
    • анатомические аномалии деформации барабанной перепонки.

    Данные состояния перепонки могут быть вызваны травмами, термическим воздействием, инфекционными вирусными заболеваниями и т.д.

    Также к внезапной кондуктивной тугоухости могут привести резкие перепады давления на барабанную перепонку, например, при спуске под воду или в шахту либо при взлёте на самолёте. В среднем ухе в роли блокираторов звукового колебания могут выступать последствия острых и хронических средних отитов – воспалений среднего уха, а также экссудативного отита.

    Наконец, на уровне внутреннего уха причинами кондуктивной тугоухости могут быть тяжёлые формы отосклероза и анатомическая непроходимость.

    Смешанная тугоухость

    Смешанная тугоухость (в ней сочетаются кондуктивная и нейросенсорная тугоухость) характеризуется поражением внутреннего, среднего, наружного уха. Семь из десяти случаев приходится на этот вид тугоухости.

    Определить тот или иной вид тугоухости и назначить адекватное лечение может только врач-оториноларинголог.

    Генетическая тугоухость

    Генетическая тугоухость не всегда сразу очевидна при рождении, однако плохая реакция на звук обычно обнаруживается на 2-3-й день жизни ребенка. По мере роста ребенка тугоухость сказывается на развитии речи.

    Диагностика и лечение тугоухости

    В отделении оториноларингологии многопрофильной клиники «МедикСити» Вам быстро и точно установят диагноз с помощью специальных диагностических процедур и первоклассного оборудования от ведущих мировых производителей.

    Специальное исследование – аудиометрия – направлено на определение степени тугоухости. С помощью этого исследования оценивается и эффективность проводимого лечения тугоухости. Также проводятся камертональные пробы, импедансометрия.

    1

    Аудиометрия в МедикСити

    2

    Аудиометрия в МедикСити

    3

    Аудиометрия в МедикСити

    В зависимости от выявленных факторов, назначается тот или иной вид лечения: консервативный (приём противовоспалительных препаратов, физиотерапия – электрофорез, фонофорез и т.д.), хирургический (например, удаление склеротизированных тканей или исправление анатомического дефекта).

    Применяются специальные процедуры для очистки уха в случае нагноений, пробок и т.п. Весьма распространена процедура прочищения слуховой трубы посредством продувания по Политцеру, с помощью специального баллона.

    Также у нас разработаны программы комплексного лечения нейросенсорной тугоухости.

    Лечение нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости

    В нашей клинике можно проводить лечение тугоухости амбулаторно, затрачивая на процедуры около 2 часов в день. Диагностические и лечебные возможности в клинике значительно шире, чем в иных стационарах.

    Обследование включает комплексное исследование слуха, включающее лабораторную диагностику, при необходимости — МРТ, УЗДГ, дуплексное сканирование сосудов головы и шеи, консультацию невролога, офтальмолога, терапевта и др. С учётом результатов обследования назначается лечение, которое обычно занимает около 2 недель.

    1

    Лабораторная диагностика в МедикСити

    2

    Лабораторная диагностика в МедикСити

    3

    МРТ в МедикСити

    Всем больным проводится ежедневное внутривенное и внутримышечное введение лекарственных препаратов (сосудистые средства, витамины, метаболические препараты, антиоксиданты, антигипоксанты, по показаниям – гормоны и т.д.). Назначаются курсы капельниц под контролем лечащего врача.

    Проводятся заушные блокады.

    При наличии повышенной свертываемости крови, повышении уровня холестерина рекомендуется дополнительный курс экстракорпоральной гемокоррекции — современной технологии очищения крови и сосудов от «плохого» холестерина и избытка тромбообразующих веществ.

    При наличии показаний проводится местное лечение — интратимпанальное (то есть в барабанную полость) введение лекарственных препаратов через шунт в барабанной перепонке.

    Проводимое специалистами нашей клиники комплексное лечение острой и хронической нейросенсорной (сенсоневральной) тугоухости, позволяет значительно улучшить слуховую функцию многим пациентам.

    Дополнение классических схем лечения современными методиками (интратимпанальное введение лекарств, экстракорпоральная гемокоррекция) существенно повышает эффективность лечения нейросенсорной тугоухости, особенно при достаточно раннем, своевременном обращении.

    Отделение оториноларингологии нашей клиники располагает большой лечебно-диагностической базой. Мы окажем Вам профессиональную медицинскую помощь при любых заболеваниях уха, горла и носа.

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением слуха

В 

Сегодня число детей с нарушением слуха неумолимо растет. Но, не смотря на современные технологии и хорошую оснащенность импортными слуховыми аппаратами, пожалуй, самую важную роль в развитии слухового восприятия ребенка играют семейное воспитание и грамотная коррекционно-развивающая помощь. Решающее значение имеют также диагностика нарушений слуха и механизмы формирования речи в каждом отдельном случае. Чем отличается глухой от слабослышащего, и о том, как подарить ребенку мир звуков поговорим в этой статье.

Виды нарушений слуха

Дети теряют слух по разным причинам: генетическим, врожденным или приобретенным.

  • ВрожденныеВ обусловлены различными факторами внутриутробного развития: перенесенные инфекционные заболевания мамы во время беременности, алкоголизм, прием антибиотиков.

  • ПриобретенныеВ также могут возникнуть из-за перенесенного ребенком инфекционного заболевания, вследствие травмы или долговременного воздействия шума. Нарушение слуха связано с повреждением внутреннего уха, а точнее важной его части – улитки.

  • Если повреждена большая область улитки, то речь идет оВ тотальнойВ глухоте, если улитка повреждена незначительно, ребенка называют слабослышащим или тугоухим.В 

В любом случае нарушение слуха приводит к отсутствию понимания речи и собственно самой речи, что оказывает влияние на интеллектуальное развитие и социализацию ребенка. Таким образом, в медицинской классификации выделяют два вида нарушений слуха: глухота и тугоухость. Глухота характеризуется восприятием звука более 90 Дц, тугоухость – от 25-90 Дц. В свою очередь тугоухость имеет несколько форм:

  • кондуктивная – нарушение в наружном и среднем ухе.

  • нейросенсорная тугоухость (сенсоневральная) – поражение воспринимающего аппарата во внутреннем ухе.

  • смешанная – сочетание кондуктивной и сенсоневральной.

  • ретрокохлиарное нарушение слуха – нарушение функций в улитке вследствие перенесенных травм, инсульта.

  • слуховая нейропатия – нарушение в волокнах слухового нерва.

  • центральное расстройство слуха.

В 

Критерии оценки нарушений слуха

Для построения коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми необходимо выявить:

  • степень поражения внутреннего уха;

  • уровень развития речи при данной степени поражения;

  • время возобновления нарушения;

В 

На основе этих критериев людей с нарушением слуха делят на 4 группы:

  • глухие без речи (ранооглохшие);

  • глухие, сохранившие речь (позднооглохшие);

  • слабослышащие с развитой речью;

  • слабослышащие с глубоким речевым недоразвитием.

Глухие – это те дети, которые самостоятельно овладеть речью не могут, им необходимо специальное привлечение с применением сурдотехнических средств. Слабослышащие – дети, страдающие тугоухостью, в результате чего у них возникает нарушение речи. С помощью остатков слуха они могут накопить некоторый словарный запас при специальной коррекционной работе.

Условия формирования речевых способностей детей с нарушением слуха

Ребенок с нарушенным слухом по-особому воспринимает мир. Он наиболее чувствителен к запахам, видео-образам, кинестетическим ощущениям. Но глухие дети еще не значит беспомощные, они также любят играть, рисовать, лепить, строить. Поэтому важно в работе с такими детьми ориентироваться на детство. Одну из важных ролей в абилитации глухих и слабослышащих играет семейное воспитание. Ребенок должен слышать нормальную речь, видеть работу органов артикуляции, так он легко научается считывать с губ. Поэтому родители, проконсультировавшись со специалистом, должны общаться с ним не с помощью жестов, а посредством речи, как с нормальным ребенком.

В 

Несмотря на индивидуальные различия течения болезни и степени нарушения слуха у всех родителей таких детей есть общие задачи: укрепление здоровья ребенка, предупреждение вторичных отклонений в развитии, воспитание активности, формирование мотивации к обучению и развитию коммуникативных навыков. Формировать словесную речь необходимо за счет оставшегося слуха и положительного примера родителей.

В 

Также необходимо как можно раньше подобрать ребенку слуховой аппарат. Коррекция полноценных слуховых функций возможна только за счет грамотно подобранных слуховых аппаратов. Существует также метод кохлеарной имплантации, но родителям необходимо осознавать, что кохлеарная имплантация – это операция, и ее следует делать только в том случае, если слуховые аппараты не могут компенсировать потерянный слух. Часто при необходимости кохлеарной имплантации встает вопрос, какое ухо оперировать худшее или лучшее. Логично предположить, что худшее, а на лучшее ухо подобрать слуховой аппарат.

В 

Но многие врачи склонны считать иначе. Протезируя лучшее ухо в надежде восстановить остатки его слуха, теряются слуховые способности худшего уха, которое перестает воспринимать информацию, вследствие чего его клетки отмирают. Слуховой аппарат на худшее ухо в этом случае уже невозможно подобрать по техническим характеристикам, и ребенок имеет односторонний слух. Родителям необходимо проявить бдительность и настоять на операции худшего уха, чтобы слуховое восприятие было бинауральным.

В 

Важное значение в развитии глухих и слабослышащих детей имеет комплексное взаимодействие всех специалистов, посещение занятий логопеда, сурдопедагога и дефектолога. Сложной проблемой является также настройка имплантов маленьким детям, которую осуществляют аудиологи. Для настройки имплантов применяют метод выработки условных рефлексов, который у младенцев не всегда можно зафиксировать. Родителям не стоит зацикливаться только на одном лишь ожидании нужной реакции ребенка на шум, этот элемент необходимо сочетать с другими коррекционно-развивающими упражнениями.

В 

Также одним из важных условий речевого и интеллектуального развития слабослышащих детей является помещение их в речевую среду, в группу нормально слышащих детей. Родители должны добиваться, чтобы детей с нарушением слуха отправляли в общеобразовательный детский сад при условии специализированных занятий с ним сурдопедагога и логопеда. Без общения со слышащими сверстниками слабослышащий ребенок, даже при наличии слухового аппарата не будет развиваться должным образом.

В 

В 

Методы обучения речи детей с нарушением слуха

В настоящее время существует несколько коррекционных методик, как традиционных, так и современных, по развитию речи и слухового восприятия глухих и слабослышащих детей. К современным относятся слуховой метод иВ audioВ verbal. Последний практикуется только в Канаде.

Слуховой метод основывается на 4-х этапах речевого развития ребенка: слуховое восприятие как приоритетное в формировании речи, спонтанное научение в процессе игры, целенаправленное обучение, ведущая роль родителей и семьи в развитии языковых способностей ребенка. Цель слухового метода – развитие речи у глухих детей с кохлеарным имплантатом, прежде всего, на основе слуха и посредством спонтанного научения.

К традиционным методам обучения относятся: жестовые методы, чистый устный метод, придуманный Самюэлем Генике, который делал акцент только на произношении, а также верботональный метод П. Губерина, в основе которого лежит фоноритмика, устный метод с коммуникативно-деятельностным подходом (С. Зыков), при котором речевая деятельность глухих формируется в условиях специально организованной коммуникативной среды, и метод Эмилии Леонгард. На последнем стоит остановиться подробнее.

В 

В 

Метод Эмилии Леонгард

Заслуженный сурдопедагог Э.Леонгард практикует в Москве, но на основе ее метода открылись многие Сурдоцентры по всей России. Основополагающие принципы ее обучения это раннее начало занятий с ребенком, использование кохлеарных аппаратов в случае необходимости, вплетение занятий в жизнь, обязательное посещение ребенком общеразвивающих садов и самое главное – индивидуальный подход и любовь к ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Свою дефектологическую деятельность Леонгард начинала еще в 60-годах прошлого века. В то время глухих детей было больше, чем слабослышащих, но благодаря комплексу мер воздействия, медицинских и педагогических, многие ее выпускники обрели понятную, богатую и выразительную речь, закончили вузы, построили семьи, родили нормальных детей.

В 

В своей методике сурдопедагог большой акцент делает на развитии речевого слуха, поскольку у всех детей, с кохлеарным имплантатом или без него, восприятие речи развито по-разному. Формирование речевого слуха оказывает влияние на произношение и на устную речь в целом. В процессе развития речевого слуха у детей развивается и музыкальный слух. Обязательно пребывание ребенка в речевой среде, если оба родителя глухие, то необходимо поместить ребенка в группу говорящих детей.

Важным образовательным пространством является детский сад, где успешно развиваются все сферы деятельности ребенка и коммуникативная, и познавательная. С глухим ребенком нужно играть так же, как со слышащим, теми же самыми игрушками, четко произносить их названия, чтобы ребенок параллельно наблюдал за движением губ, прикасался к игрушке и комплексно воспринимал информацию.

Важная роль отводится педагогу. Авторитарно-инструктивная позиция неуместна по отношению к слабослышащему ребенку, она оказывает негативное влияние на состояние его эмоционально-волевой сферы. Большое значение в процессе развития ребенка с нарушенным слухом играет сенсорная, творческо-конструктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация, конструирование. Таким образом, слабослышащие дети, получая представление о форме, величине и пространственном расположении предметов через практическую деятельность и в процессе общения с педагогом и сверстниками обогащают не только словарный запас, но и развивают когнитивные процессы: память, внимание, мышление.

В 

Также очень важны индивидуальные занятия с глухим ребенком, где он учится целенаправленно слушать и понимать речь, а позже и пользоваться ей как инструментом социального взаимодействия, в результате чего становится полноправным членом общества.

В 

Юлия Савельева

В 

Задайте вопрос доктору

В Онлайн. Бесплатно

ЗАДАТЬ ВОПРОС

Глухота — полное отсутствие слуха или такая форма его понижения, при которой разговорная речь воспринимается лишь частично, с помощью слуховых аппаратов.

Тугоухость — снижение слуха на оба уха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, однако при усилении голоса это восприятие становится возможным.

Существуют различные взгляды на определение причин нарушений слуха. Наиболее часто выделяют 3 группы причин и факторов, которые вызывают патологию слуха (Д.И. Тарасов и др.)

Первая группа причин и факторов носит наследственный характер. Данные причины приводят к нарушениям в структуре слухового анализатора и развитию наследственной тугоухости.

На долю наследственных факторов детской глухоты приходится от 30 до 50% всех случаев. Наследственная глухота или тугоухость могут сочетаться с другими аномалиями органов и систем организма (заболевания органов зрения, патология костно-мышечной системы, нервной, эндокринной и т.д.). Генетики, которые занимаются вопросами наследования глухоты, отмечают, что в гаметах человека может быть до 50 различных генов, влияющих на остроту слуха. Вероятность рождения глухого или слабослышащего ребенка резко возрастает, если один из родителей страдает наследственной формой глухоты. Если наследственная форма глухоты обнаруживается у обоих родителей, то вероятность рождения ребенка с неполноценным слухом превышает 50%.

Ко второй группе причин и факторов относят факторы эндогенного и экзогенного воздействия на орган слуха плода (без наследственного отягощения), ведущие к появлению врожденной тугоухости.

Большое значение имеют болезни матери в период беременности. К подобным заболеваниям относят краснуху, грипп, паротит. Оказывает влияние также прием во время беременности ототоксических лекарств, резус-несовместимостью плода и будущей матери.

На появление патологии развития слуха у ребенка влияет прием беременной женщиной алкоголя, наркотиков, а также работа на предприятиях с повышенной пыльностью и другими профессиональными вредностями (особенно в первые месяцы беременности).

Факторы третьей группы воздействуют на орган слуха здорового ребенка на разных стадиях его развития и приводят к возникновению приобретенной тугоухости.

Наиболее часто причиной появления приобретенной тугоухости являются последствия перенесенного острого среднего отита. Степень снижения слуха при заболеваниях среднего уха различная. Но чаще всего встречаются легкая и средняя степень снижения слуха. Возникают они вследствие перехода воспалительного процесса на внутреннее ухо. Одной из причин возникновения тугоухости является воспаление ствола слухового нерва. Роль инфекционных заболеваний в этиологии нарушений слуха велика. Наиболее опасны такие заболевания, как эпидемический менингит, туберкулезный менингит, скарлатина и др.

Поражается слух под воздействием ототоксических антибиотиков (канамицин, стрептомицин, неомицин и др.) Около 50% случаев приобретенной тугоухости у детей наблюдаются после приема ототоксических атибиотиков (Д.И. Тарасов). Фактор риска при лечении этими препаратами — недоношенность, общая соматическая ослабленность ребенка.

К причинам, приводящим к нарушениям слуха, относят родовые травмы, наложение щипцов на головку плода при родоразрешении, оперативные вмешательства на среднем ухе (осложнение после операции), разрыв цепи слуховых косточек при травмах, аденоидные вегетации и др.

Порой бывает сложно выявить первопричину возникновения слухового дефекта. Возможно сочетание сразу нескольких причин, приводящих к снижению слуха. В то же время, одна и та же причина может вызвать разные формы тугоухости или глухоты. По различным источникам, от 4 до 6% населения нашей планеты страдают теми или иными расстройствами слуха. Однако подавляющее большинство людей с дефектами слуха относятся к категории слабослышащих.

Классификация глухих и слабослышащих детей. 

Существует несколько классификаций детей с нарушениями слуха. Одной из распространенных классификаций глухих детей является классификация, разработанная Л.В. Нейманом. Для выяснения степени поражения слуховой функции, Л.В. Нейманом проводились исследования слуха глухих и слабослышащих детей методом тональной аудиометрии и с помощью речи.

Л.В. Нейман выделяет 4 группы глухих в зависимости от объема воспринимаемых частот:

1-я группа — глухие дети, воспринимающие самые низкие частоты (125-150 Гц). Эти дети не различают каких-либо звуков речи и реагируют либо на очень громкий голос у самого уха, либо на интенсивные звуки на близком расстоянии (крик и т.д.).

2-я группа — глухие дети, воспринимающие частоты 150-500 Гц. Дети этой группы реагируют на громкий голос у уха, различают гласные «о», «у», способны воспринять другие очень громкие звуки на небольшом расстоянии.

3-я группа — дети, воспринимающие звуки в диапазоне низких и средних частот, от 125 до 1000 Гц.

4-я группа — дети, воспринимающие частоты от 125 до 2000 Гц. Дети, относящиеся к 3-й и 4-й группе, различают менее интенсивные и разнообразные по частоте звуки на близком расстоянии (звуки музыкальных инструментов, бытовые звуки — звонок в дверь, звонок телефона и т.д.). Дети 4-й группы различают почти все гласные, отдельные фразы и слова, звучащие возле уха и на небольшом расстоянии.

Все глухие дети имеют большие или меньшие остатки слуха. Остаточный слух в процессе специальной работы по развитию слухового восприятия играет важную роль в формировании устной речи.

Тугоухость выражается тоже в различной степени. Л.В. Нейман выделяет 3 группы слабослышащих детей по степени понижения слуха в области речевого диапазона частот (от 500 до 4000 Гц).

В зависимости от потери слуха выделяют 3 степени тугоухости:

1-я степень — снижение слуха в речевом диапазоне не превышает 50 дБ; восприятие частот в пределах 125-8000 Гц. Речевое общение вполне доступно. Возможно разборчивое восприятие речи разговорной громкости на расстоянии более 1 м.

2-я степень — снижен слух в речевом диапазоне до 70 дБ. Речевое общение затруднено. Разговорная речь воспринимается на расстоянии менее 1 м.

3-я степень — снижен слух в речевом диапазоне до 70 дБ. Речь разговорной громкости становится неразборчива даже у самого уха. Общение осуществляется с помощью громкого голоса на близком от уха расстоянии.

Самостоятельно овладеть речью с трудом могут дети, обладающие снижением слуха на 15-20 дБ. Л.В. Нейман предлагает принять эту степень потери слуха в качестве условной границы между нормальным слухом и тугоухостью. По классификации Л.В. Неймана, условная граница между тугоухостью и глухотой находится на уровне 85 дБ.

В медицине в настоящее время при оценке состояния слуха детей используется Международная классификация нарушений слуха. Средняя потеря слуха определяется в области частот 500, 1000, 2000 Гц.

1-я степень тугоухости — снижение слуха не превышает 40 дБ;

2-я степень тугоухости — снижение слуха от 40 до 55 дБ;

3-я степень тугоухости — снижение слуха от 55 до 70 дБ;

4-я степень тугоухости — снижение слуха от 70 до 90 дБ.

Снижение слуха более чем на 90 дБ определяется как глухота.

Описание

Глухота – это полное отсутствие или значительное снижение слуха. От тугоухости ее отличает полная невозможность восприятия речи.

Глухота может быть врожденной и приобретенной, острой или постепенной.

Тугоухость – это снижение слуха, при котором человек способен распознавать речь.

Симптомы

Снижение слуха – основной симптом тугоухости. При этом возможно снижение слуха в определенном частотном диапазоне; небольшое снижение, при котором не различается шепотная речь либо значительное снижение, при котором человек способен распознавать только громкие звуки.

У детей тугоухость сопровождается нарушением развития речи и замедлением общего психического развития.

Когда обратиться к врачу
  • При отсутствии реакции ребенка на громкий звук, речь.
  • При снижении слуха.
Причины
Тугоухость – ухудшение слуха. Глухота – глубокое нарушение слуха.

Тугоухость может быть вызвана наличием механического препятствия в ушном канале или среднем ухе, которое блокирует проведение звука (кондуктивная тугоухость), а также повреждением внутреннего уха, слухового нерва или слуховых нервных путей в головном мозге (нейросенсорная тугоухость). Эти две разновидности тугоухости можно различить, сравнив, насколько хорошо человек слышит звуки, проводимые воздухом, и как он слышит звуки, проводимые костями.

Нейросенсорная тугоухость называется сенсорной, когда поражено внутреннее ухо, и нейральной, когда поражены слуховой нерв и слуховые нервные пути в головном мозге. Сенсорная тугоухость может быть наследственной, а может быть вызвана воздействием очень громкого звука (акустическая травма), вирусной инфекцией внутреннего уха, приемом некоторых лекарственных препаратов или болезнью Меньера. Нейральная тугоухость может быть вызвана опухолями головного мозга, которые также повреждают близлежащие нервы или ствол головного мозга. Другие причины – инфекции, различные заболевания головного мозга и нервов, например инсульт, и некоторые наследственные заболевания. В детстве слуховой нерв может быть поврежден при паротите (свинке), краснухе, менингите или других инфекциях внутреннего уха. Слуховые нервные пути в головном мозге могут быть повреждены демиелинизирующими (разрушающими оболочку нервов) заболеваниями.

Диагностика
Исследование слуха с помощью камертона может проводиться во врачебном кабинете, но более объективно оценивает слух в звуконепроницаемом помещении аудиолог (специалист в области расстройств слуха) при помощи электронного устройства, которое вырабатывает звуки определенных частот и громкости. У взрослых воздушную звукопроводимость проверяют, помещая вибрирующий камертон около уха так, чтобы звук проходил через воздух. Снижение слуха или недостаточный слуховой порог (самый слабый звук, который может расслышать человек) могут указывать на нарушение в любой части слуховой системы – ушном канале, среднем ухе, внутреннем ухе, слуховом нерве или слуховых нервных путях в головном мозге.

Костную звукопроводимость у взрослых проверяют, помещая основание вибрирующего камертона на голову. Вибрация распространяется по костям черепа, в том числе через костную улитку во внутреннем ухе. Улитка содержит волосковые клетки, которые преобразуют колебания в нервные импульсы, поступающие в мозг по слуховому нерву. Это исследование не позволяет оценить функцию наружного и среднего уха, оценивается только внутреннее ухо, слуховой нерв и слуховые нервные пути в головном мозге. Используется набор камертонов со множеством частот, поскольку человек может воспринимать звуки только определенных частот, а другие не слышит.

Аудиометрия позволяет точно измерить степень снижения слуха с помощью электронного устройства (аудиометра), который вырабатывает звуки определенной частоты (чистые тоны) и громкости. Порог слышимости для различных диапазонов частот определяют, уменьшая громкость каждого тона до тех пор, пока человек не перестает его слышать. Функция каждого уха проверяется отдельно. Чтобы измерить слух при воздушной проводимости, используются наушники, а чтобы измерить слух при костной проводимости, на кость позади уха (на сосцевидный отросток) ставится вибрирующее устройство. Поскольку громкие звуки, подаваемые на одно ухо, можно также слышать другим ухом, звук, используемый для анализа, маскируется другим звуком (обычно шумом), который подают к нетестируемому уху. Таким образом, человек слышит тестовый звук только проверяемым ухом.

Тимпанометрия – разновидность аудиометрии. С ее помощью измеряется импеданс (устойчивость к давлению) среднего уха. Такое исследование используется, чтобы определить причину кондуктивной тугоухости. Так как эта процедура не требует активного участия проверяемого, ее обычно применяют для детей. Устройство, состоящее из микрофона и источника звука, вырабатывающего его непрерывно, помещают в ушной канал. На основании изменения в нем давления устройство выявляет, сколько звука проходит через среднее ухо и сколько отражается. Результаты этого исследования показывают, связано ли нарушение слуха с закупоркой слуховой трубы (трубка, которая соединяет среднее ухо и заднюю часть полости носа), или с наличием жидкости в среднем ухе, или с нарушением в цепи слуховых косточек, которые передают звуки через среднее ухо.

Тимпанометрия также обнаруживает расстройства в сокращении стременной мышцы, которая присоединена к стремечку – одной из трех слуховых косточек в среднем ухе. В норме эта мышца сокращается в ответ на громкий звук (акустический рефлекс), уменьшая его передачу и таким образом защищая внутреннее ухо. Акустический рефлекс изменяется или снижается, если тугоухость нейральная. Когда акустический рефлекс снижен, стременная мышца не может оставаться постоянно сокращенной при непрерывном воздействии громкого звука.

Электрокохлеография – измерение активности улитки и слухового нерва. Это исследование и слуховой ответ ствола головного мозга могут использоваться, чтобы измерять слух у людей, которые не способны сигнализировать о том, что слышат звук. Например, если необходимо выяснить, нет ли снижения слуха у ребенка первого года жизни, а также не симулирует ли взрослый человек или не преувеличивает ли он снижение своего слуха (психогенная гипоакузия). Иногда эти исследования помогают определить причину нейросенсорной тугоухости. Кроме того, слуховой ответ ствола головного мозга может использоваться, чтобы контролировать некоторые функции головного мозга у людей, находящихся в коме или перенесших операцию на головном мозге.

Некоторые методы исследования слуха помогают обнаружить нарушения головного мозга в области обработки слуховой информации. Эти исследования позволяют оценивать: способность интерпретировать и понимать искаженную речь; воспринимать информацию, поступающую в одно ухо, когда конкурирующее сообщение поступает в другое; соединять неполные сообщения в каждое ухо в смысловое и определять, где находится источник звука, когда звуки поступают к обоим ушам одновременно.

Поскольку нервные пути от каждого уха перекрещиваются и поступают в противоположную половину головного мозга, то расстройство на одной стороне мозга ведет к нарушению слуха в противоположном ухе.

Лечение
Лечение тугоухости зависит от его причины. Например, если жидкость в среднем ухе или сера в ушном канале вызывают кондуктивную тугоухость, жидкость дренируется, а сера удаляется. Но в связи с необратимостью патологического процесса при стойких формах тугоухости лечение заключается в попытке максимально компенсировать снижение слуха. Как правило, используются слуховые аппараты (слухопротезирование). В редких случаях применяются кохлеарные имплантаты. (В России эта методика в настоящее время разрабатывается в Санкт-Петербурге и Москве.) Слуховые аппараты

Усиление звука слуховым аппаратом помогает людям, имеющим кондуктивную или нейросенсорную тугоухость, особенно если нарушено восприятие частот нормальной речи. Слуховые аппараты также могут помогать больным, имеющим преимущественно высокочастотную нейросенсорную тугоухость, и тем, у которых снижен слух только в одном ухе. В состав аппаратов входят: микрофон, чтобы воспринимать звуки, усилитель, чтобы увеличивать их громкость, и динамик, чтобы передавать усиленные звуки.

Слуховые аппараты с воздушным звукопроведением, как правило, превосходят слуховые аппараты с костным звукопроведением. Они обычно плотно вводятся в наружный слуховой проход и имеют небольшую открытую трубку. В настоящее время есть большой выбор слуховых аппаратов с воздушным звукопроведением: аппараты, которые крепятся на теле; аппараты, которые прикрепляются сзади ушной раковины; устройства, которые вкладываются в саму ушную раковину; внутриканальные аппараты и аппараты CROS и BICROS.

Аппараты, которые крепятся на теле, используются людьми, имеющими тяжелую степень тугоухости. Они являются наиболее мощными слуховыми аппаратами. Носят их в кармане или укрепляют на теле. В этой модели используется провод, который связан с наушником, имеющим пластиковый вкладыш по форме ушного канала. Такими аппаратами удобно компенсировать тугоухость у маленьких детей, поскольку с ними легко обращаться и они реже ломаются. Кроме того, для них не типичны помехи, возникающие из-за плохо приспособленного ушного вкладыша.

При тяжелой или средней степени тугоухости может использоваться аппарат, который крепится позади уха и связан с ушным вкладышем гибкой трубкой. Для легкой и средней степени тугоухости может использоваться более слабый аппарат, который устанавливается в наружном ухе и относительно незаметен. Аппарат, который полностью помещается в ушной канал (внутриканальный аппарат) еще менее заметен и используется людьми, которые иначе отказываются носить его.

Аппарат CROS (контралатеральная подача сигналов) используется людьми, имеющими снижение слуха только в одном ухе. Микрофон помещают в слабослышащее ухо, и звук передается к здоровому уху через провод или миниатюрный радиопередатчик. Этот прибор позволяет человеку слышать звуки со стороны нефункционирующего уха и до некоторой степени определять источник звука. Если же имеется незначительное снижение слуха и в другом ухе, то звук с обеих сторон может быть усилен аппаратом BICROS (двусторонний CROS).

Слуховой аппарат с костным звукопроведением предназначен для людей, которые не могут пользоваться слуховыми аппаратами с воздушным звукопроведением, например для больных с врожденным недоразвитием ушного канала или при наличии выделений из уха (отореи). Устройство должно плотно прилегать к голове, для этого предусмотрена эластичная лента. Обычно аппарат располагается позади уха. Прибор проводит звук через череп к внутреннему уху. Слуховые аппараты с костным звукопроведением требуют большего расхода мощности, вызывают более сильное искажение звука и менее удобны в ношении, чем слуховые аппараты с воздушным звукопроведением. Некоторые приборы с костным звукопроведением могут быть внедрены хирургическим путем в кость позади уха.

Слуховой аппарат подбирается врачом или аудиологом, которые соотносят его показатели с характером тугоухости, в том числе со степенью потери слуха и с частотами, восприятие которых нарушено. Например, высокие частоты могут быть усилены вентилями в ушном вкладыше, облегчающими прохождение звуковых волн в ухо. Ушной вкладыш с вентилями помогает многим людям с нейросенсорной тугоухостью, более выраженной в высокочастотном диапазоне. Люди, которые не могут переносить громкие звуки, нуждаются в слуховых аппаратах со специальной электронной схемой, которая регулирует максимальную громкость поступающего звука.

Кохлеарные имплантаты

Человеку, который не слышит звуки даже со слуховым аппаратом, может помочь кохлеарный имплантат. Имплантат состоит из электродов, вставляемых в улитку, и внутренней катушки, внедряемой в череп; они соединены с наружной катушкой, речевым процессором и микрофоном, расположенными вне тела. Микрофон улавливает звуковые волны, а процессор преобразует их в электрические импульсы, которые передаются наружной катушкой через кожу к внутренней катушке, а затем к электродам. Электроды стимулируют слуховой нерв.

Конечно, кохлеарный имплантат передает звуки хуже, чем нормальная улитка, но он приносит пользу многим глухим. Некоторым людям он помогает читать по губам. Другие могут с его помощью различать отдельные слова, третьи слышать собеседника по телефону.

Кохлеарный имплантат также помогает глухим слышать и различать звуки окружающей среды и предупреждающие сигналы, например дверные звонки, звонок телефона и сирену тревоги. Он помогает им модулировать собственный голос, чтобы сделать свою речь более понятной для других. Особенно эффективен кохлеарный имплантат, если тугоухость возникла недавно, и рекомендуется тем, кто перед внедрением имплантата успешно использовал слуховой аппарат.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Александр Махнёв
Отоларинголог, врач высшей категории, стаж более 25 лет.
Семейная клиника Верис
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий