Функции наружного, среднего и внутреннего уха

08.07.20image Ухо является одним из органов чувств, с помощью которого человек получает очень важную информацию из внешнего мира. Оно выполняет две функции: слуховую и вестибулярную (функцию ориентирования организма и поддержания равновесия тела в пространстве). В соответствии с этим, в ухе находятся конечные отделы двух анализаторов: слухового и вестибулярного. Слуховой анализатор – это анализатор, который позволяет проводить анализ сигнала на расстоянии. Что раздражает слуховой анализатор? Конечно же- звук.

Раздражение слухового анализатора имеет свои закономерности:

1. Слуховой диапазон человеческого уха. Если число колебаний окружающей среды выше 16 в секунду, то здоровый человек воспринимает эти колебания как звук. Если они превышают число 20 тыс. в секунду, то человек их слышать перестает. 2. Переменная чувствительность к звукам разной частоты. Наибольшая чувствительность органа слуха человека к звукам частотой 1000 – 3000 в секунду. 3. Человеческое ухо способно различать абсолютную высоту звука, определять интервалы и направление источника звука. Периферический отдел, проводящий путь, корковый конец – это составляющие слухового анализатора. В свою очередь периферический отдел делится на 2 аппарата: звукопроводящий и звуковоспринимающий.

К звукопроводящему аппарату относят:

  • внешнее ухо;
  • среднее ухо;
  • пери- и эндолимфатические пространства внутреннего уха;
  • базилярную пластинку;
  • присинковую мембрану улитки.

Доставка звука к рецептору – главная задача звукопроводящего аппарата. Звуковоспринимающий аппарат представлен периферическим рецепторным органом – спиральным органом. Звуковоспринимающий аппарат трансформирует механические колебания в процесс нервного возбуждения. Теперь рассмотрим подробнее функции ушей и отдельных его частей. image

Функции наружного уха:

  • сбор звуков.

Ушная раковина собирает и направляет звуковые волны к слуховому проходу.

  • проводящая.

Наружный слуховой канал проводит звуковые колебания к среднему уху.

  • защитная.

В наружном слуховом проходе железами производится ушная сера, которая защищает ухо от негативного внешнего воздействия и микроорганизмов.

Функции среднего уха:

Среднее ухо – это полость, которая от наружного уха отделяется барабанной перепонкой. Строение среднего уха состоит из системы слуховых косточек: молоточек, наковальня, стремя. В среднее ухо открывается отверстие евстахиевой трубы, которая обеспечивает соединение среднего уха с окружающей средой через носоглотку. Именно это выравнивает давление давление на барабанную перепонку с двух сторон: извне и со стороны среднего уха. Отверстия евстахиевых труб открываются при глотании, жевании, зевоте. Именно поэтому на самолетах при подъеме на большую высоту советуют пить воду небольшими глотками, или сосать кислые конфеты, которые вызывают выделение слюны. При ее глотании возникает выравнивания давления, исключая болевые раздражения в области барабанных перепонок.

Функции евстахиевой трубы:

  • вентиляционная
  • дренажная (способствует оттоку жидкости из полости среднего уха)
  • защитная

Функции среднего уха представляют собой по сути функции слуховых косточек:

  • звукопроводящая.

Заключается в проведении звуковых колебаний от наружного уха к внутреннему.

  • трансформационная.

Слуховые косточки изменяют звуковые колебания таким образом, что их амплитуда уменьшается, а интенсивность увеличивается. В целом интенсивность звука в среднем ухе увеличивается в 22 раза, или на 39,7 дБ.

  • защитная.

Эту функцию выполняют мышцы среднего уха. В случае большой интенсивности звука они рефлекторно резко сокращаются. Это приводит к торможению колебания барабанной перепонки и слуховых косточек и, соответственно, к уменьшению звукового давления, что передается к перилимфе.

Функции внутреннего уха:

Строение внутреннего уха включает в себя преддверие, улитку, полукружные каналы и слуховые нервы. Вся эта система обеспечивает передачу звуковой информации из уха к мозгу. Таким образом, основная функция внутреннего уха – звуковоспринимающая. Существуют два пути проведения звуков в лабиринт:

  • воздушная проводимость

через наружный слуховой проход, барабанную перепонку и цепь слуховых косточек

  • тканевая проводимость

непосредственно через ткани черепа

967 Admin 30-11-2019 15:48

Наружное ухо является звукоулавливающим аппаратом. Звуковые колебания улавливаются ушными раковинами (у животных они могут поворачиваться к источнику звука) и передаются по наружному слуховому проходу к барабанной перепонке, которая отделяет наружное ухо от среднего.

Улавливание звука и весь процесс слушания двумя ушами — так называемый бинауральный слух — имеет значение для определения направления звука. Звуковые колебания, идущие сбоку, доходят до ближайшего уха на не-сколько десятитысячных долей секунды (0.0006 с) раньше, чем до другого. Этой ничтожной разницы во времени прихода звука к обоим ушам достаточно, чтобы определить его направление.

Среднее ухо является звукопроводящим аппаратом. Оно представляет собой воздушную полость, которая через слуховую (Евстахиеву) трубу соединяется с полостью носоглотки. Колебания от барабанной перепонки через среднее ухо передают соединенные друг с другом 3 слуховые косточки — молоточек, наковшьня и стремячко, а последнее через перепонку овального окна передает эти колебания жидкости, находящейся во внутреннем ухе, —перилимфе. Благодаря слуховым косточкам амплитуда колебаний уменьшается, а сила их увеличивается, что позволяет приводить в движение столб жидкости во внутреннем ухе. {banner_st-d-1}

При сильных звуках специальные мышцы уменьшают подвижность барабанной перепонки и слуховых косточек, адаптируя слуховой аппарат к таким изменениям раздражителя и предохраняя внутреннее ухо от разрушения. Благодаря соединению через слуховую трубу воздушной полости среднего уха с полостью носоглотки возникает возможность выравнивания давления по обе стороны барабанной перепонки, что предотвращает ее разрыв при значительных изменениях давления во внешней среде — при погружениях под воду, подъемах на высоту, выстрелах и пр. Это барофункция уха.

Внутреннее ухо является звуковоспринимающим аппаратом. Оно расположено в пирамидке височной кости и содержит улитку, которая у человека образует 2.5 спиральных витка.

Улитковый канал разделен двумя перегородками основной мембраной и вестибулярной мембраной.

На вершине улитки имеется отверстие, соединяющее верхний и нижний каналы в единый, идущий от овального окна к вершине улитки и далее к круглому окну. Полость его заполнена жидкостью — перилимфой, а полость среднего перепончатого канала заполнена жидкостью иного состава — эндолимфой. В среднем канале расположен звуковоспринимаюший аппарат—Кортиев орган, в котором находятся механорецепторы звуковых колебаний — волосковые клетки.

Сообщить об ошибке Оригинал статьи размещен здесь:Источник

Главная

Уважаемые посетители, Вы зашли на персональный сайт врача-оториноларинголога Богданец Светланы Анатольевны.

Какую информацию Вы можете получить на этом сайте?

Какие заболевания лечит лор-врач (отоларинголог)?

  • ангина
  • паратонзиллярный абсцесс
  • тонзиллит
  • фарингит
  • ларингит
  • аденоиды
  • насморк (ринит)
  • орз
  • орви
  • гайморит
  • синусит
  • фурункул носа, уха
  • нейросенсорная тугоухость
  • отит

Что является поводом для обращения к ЛОР-врачу?

  • боль в горле
  • дискомфорт в горле
  • нарушение глотания
  • неприятный запах изо рта
  • ощущение «ком в горле»
  • изменение голоса
  • храп
  • заложенность носа
  • выделения из носа
  • боль в ухе
  • выделения из уха
  • заложенность уха
  • нарушение слуха
  • снижение слуха
  • шум в ушах

Что я с уверенностью могу гарантировать? Вы получите:

  • исчерпывающую консультацию по поводу обращения;
  • подробное письменное заключение по результатам осмотра, в котором будет указан полный диагноз;
  • полный план обследования в письменном виде, с чётким объяснением, зачем это необходимо;
  • направления на консультацию к специалистам при необходимости дополнительных обследований (Вас не отправят на улицу – «идите и где-нибудь обследуйтесь»);
  • схему лечения в письменном виде, с подробными комментариями по назначенным препаратам;
  • больничный лист, больничный лист по уходу за ребёнком, студенческая справка, справка для ребёнка в школу при необходимости, в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • возможность общаться со мной по телефону по любому интересующему Вас вопросу о ходе лечения и развития заболевания.

Я приложу все усилия, для того чтобы помочь Вам!

Что я никогда не делаю?

  • не оказываю помощь пациентам, находящимся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, за исключением экстренных случаев оказания первой медицинской помощи.

Друзья сайта

Гомеопатический интернет-кабинет  доктора Леонида Космодемьянского

3. СЛУХОВАЯ СИСТЕМА

В связи с возникновением речи как средства межличностного общения, слух у человека играет особую роль. Акустические (звуковые) сигналы представляют собой колебания воздуха с разной частотой и силой. Они возбуждают слуховые рецепторы, находящиеся в улитке внутреннего уха. Рецепторы активируют первые слуховые нейроны, после чего сенсорная информация передаётся в слуховую область коры мозга через ряд последовательных отделов, которых особенно много в слуховой системе.

3.1. Структура и функции наружного и среднего уха

Наружный слуховой проход проводит звуковые колебания к барабанной перепонке, отделяющей наружное ухо от барабанной полости, или среднего уха. Это тонкая перегородка, которая колеблется при действии звуковых колебаний, пришедших к ней через наружный слуховой проход. В среднем ухе находятся три косточки: молоточек, наковальня и стремечко, которые последовательно передают колебания барабанной перепонки во внутреннее ухо. Благодаря особенностям геометрии слуховых косточек эти колебания передаются уменьшенными в амплитуде, но увеличенными в силе. Именно поэтому даже слабые звуковые волны способны привести к колебаниям жидкости в улитке.

3.2. Структура и функции внутреннего уха

Во внутреннем ухе находится улитка, содержащая слуховые рецепторы. Улитка представляет собой костный спиральный канал, который по всей длине разделён вестибулярной и основной мембранами на три хода: верхний, средний и нижний (рис. 4.7). Полость среднего канала не сообщается с полостью других каналов и заполнена эндолимфой, а верхний и нижний каналы сообщаются друг с другом и заполнены перилимфой. Внутри среднего канала улитки на основной мембране расположен спиральный (кортиев) орган, содержащий рецепторные клетки, которые трансформируют механические колебания в электрические потенциалы.

Рис. 4.7. Поперечный разрез завитка улитки с увеличенной частью спирального (кортиева) органа, очерченной сверху прямоугольником

Колебания мембраны овального окна вызывают колебания перилимфы в верхнем и нижнем каналах, кроме того, начинает колебаться и основная мембрана. На ней расположены два вида рецепторных волосковых клеток: внутренние и наружные.

Механизмы слуховой рецепции. При колебаниях основной мембраны длинные волоски рецепторных клеток касаются текторинальной мембраны и несколько наклоняются. Это приводит к натяжению тончайших нитей, которые открывают ионные каналы в мембране рецептора. Пресинаптическое окончание волосковой клетки деполяризуется, что приводит к выходу в синаптическую щель нейромедиатора (глутамата или аспартата). Воздействуя на постсинаптическую мембрану афферентного волокна, медиатор вызывает в нём генерацию возбуждающего постсинаптического потенциала и импульсов, которые распространяются в нервные центры.

Передача в мозг акустической информации. Сигналы от волосковых клеток поступают в мозг по 32 000 афферентных нервных волокон, входящих в состав кохлеарной ветви 8-го черепно-мозгового нерва. Они являются дендритами ганглиозных нервных клеток спирального ганглия. По волокнам слухового нерва даже в тишине следуют спонтанные импульсы с частотой до 100 имп./с. При звуковом раздражении частота импульсации в волокнах увеличивается и остаётся повышенной в течение всего периода, когда действует звук. Степень учащения разрядов различна у разных волокон и связана с интенсивностью и частотой звукового воздействия. В центральных отделах слуховой системы много нейронов, возбуждение которых длится в течение всего периода действия звука, а в слуховой коре разряды ряда нейронов длятся десятки секунд после его прекращения.

3.3. Анализ частоты звука (высоты тона)

При действии звуков разной частоты возбуждаются разные рецепторные клетки кортиева органа. В улитке сочетаются два типа кодирования высоты звука: пространственный и временной [Сомьен, 1975]. Пространственное кодирование основано на определённом расположении возбуждённых рецепторов на основной мембране. При действии низких и средних тонов кроме пространственного осуществляется и временное кодирование: частота следования импульсов в волокнах слухового нерва повторяет частоту звуковых колебаний. Нейроны всех уровней слуховой системы настроены на определённую частоту и интенсивность звука. Для каждого нейрона может быть найдена оптимальная частота звука, на которую порог его реакции минимален. Частотно-пороговые кривые разных клеток не совпадают, в совокупности перекрывая весь частотный диапазон слышимых звуков, что обеспечивает их полноценное восприятие.

Анализ интенсивности звука. Сила звука кодируется частотой импульсации и числом возбуждённых нейронов. При слабом стимуле в реакцию вовлекается лишь небольшое количество наиболее чувствительных нейронов, а при усилении звука в реакции участвует всё большее количество дополнительных нейронов с более высокими порогами.

3.4. Слуховые ощущения

Тональность (частота) звука. Человек воспринимает звуковые колебания с частотой от 16 до 20 000 Гц. Этот диапазон соответствует 10–11 октавам. Верхняя граница частоты воспринимаемых звуков зависит от возраста: она постепенно понижается (в старости часто не слышат высоких тонов). Различение частоты звука характеризуется тем минимальным различием по частоте двух близких звуков, которое ещё улавливается человеком. При низких и средних частотах человек способен заметить различия в 1–2 Гц. Встречаются люди с абсолютным слухом: они способны точно узнавать и обозначать любой звук даже при отсутствии звука сравнения.

Слуховая чувствительность. Минимальную силу звука, слышимого человеком в половине случаев его предъявления, называют абсолютным порогом слуховой чувствительности. Пороги слышимости сильно зависят от частоты звука. В области частот от 1000 до 4000 Гц слух человека максимально чувствителен. В этих пределах слышен звук, имеющий ничтожную энергию. При звуках ниже 1000 и выше 4000 Гц чувствительность резко уменьшается: например при 20 и при 20 000 Гц пороговая энергия звука в 1 млн раз выше (нижняя кривая AEFGD на рис. 4.8). При усилении звука можно дойти до возникновения неприятного ощущения давления и даже боли в ухе. Звуки такой силы характеризуют верхний предел слышимости (кривая ABCD на рис. 4.8) и ограничивают область нормального слухового восприятия. Внутри этой области лежат и так называемые речевые поля, в пределах которых распределяются звуки речи.

Громкость звука. Кажущуюся громкость звука следует отличать от его физической силы. Ощущение громкости не идёт строго параллельно нарастанию интенсивности звучания. Единицей громкости звука является бел. Эта единица представляет собой десятичный логарифм отношения действующей интенсивности звука I к пороговой его интенсивности I0. На практике обычно используется в качестве единицы громкости децибел (дБ), т.е. 0,1 бела.

Дифференциальный порог по громкости в среднем диапазоне слышимых частот (1000 Гц) составляет всего 0,59 дБ, а на краях шкалы частот доходит до 3 дБ. Максимальный уровень громкости звука, вызывающий болевое ощущение, равен 130–140 дБ над порогом слышимости человека. Громкие и длительные звуки (например, рок-музыка, рёв реактивного двигателя) приводят к поражению рецепторных клеток и к снижению слуха.

Рис. 4.8. Область звукового восприятия человека. Зависимость пороговой интенсивности звука (ось ординат – звуковое давление в дин/см) от частоты тональных звуков (ось абсцисс в Гц). Кривая AEFGD – абсолютные пороги восприятия; ABCD – пороги болевого ощущения при действии громких звуков

Адаптация. Если на ухо долго действует тот или иной звук, то чувствительность к нему падает. Степень этого снижения чувствительности (адаптации) зависит от длительности, силы звука и его частоты. Участие в слуховой адаптации нейронных механизмов типа латерального и возвратного торможения несомненно. Известно также, что сокращения мышц среднего уха могут изменять энергию сигнала, передающуюся на улитку.

Бинауральный слух. Человек и животные обладают пространственным слухом, т.е. способностью определять положение источника звука в пространстве. Это свойство основано на наличии бинаурального слуха, или слушания двумя ушами. Острота бинаурального слуха у человека очень высока: положение источника звука определяется с точностью порядка 1 углового градуса. Основой этого служит способность нейронов слуховой системы оценивать различия времени прихода звука на правое и левое ухо и интенсивности звука на каждом ухе. Если источник звука находится в стороне от средней линии головы, то звуковая волна приходит на одно ухо несколько раньше и имеет большую силу, чем на другом ухе. Оценка удалённости источника звука от организма связана с ослаблением звука и изменением его тембра.

При раздельной стимуляции правого и левого уха через наушники задержка между звуками уже в 11 мкс или различие в интенсивности двух звуков на 1 дБ приводят к кажущемуся сдвигу локализации источника звука от средней линии в сторону более раннего или более сильного звука. В слуховых центрах имеются нейроны с острой настройкой на определённый диапазон интерауральных различий по времени и интенсивности. Найдены также клетки, реагирующие лишь на определённое направление движения источника звука в пространстве.

Loading…

  • Главная
  • Класс 8 Б
  • Биология
  • Слуховой анализатор. Его строение

Информационный портал Главная Горячие линии О нас Сведения об образовательной организации Общие сведения Новости Структура и органы управления организацией Наши выпускники Публичный доклад Летопись Достижения Отзывы и предложения Школьный музей Опросы Медиа История школы Деятельность Классы Образовательные программы Группы продленного дня Образовательные стандарты Самообследование ОРКСЭ Воспитательная работа Спорт Школьный спортивный клуб Профориентация Дистанционное обучение Программа развития Учебные планы Рабочие программы ФГОС ОВЗ Школьная библиотека Служба школьной медиации Экологическая работа Экспертный совет Спорт в школе Аттестация Государственная итоговая аттестация (11 класс) Государственная итоговая аттестация (9 класс) Информационные материалы. Плакаты Промежуточная аттестация Всероссийские проверочные работы Коллектив Работники образовательной организации Профсоюзная организация Аттестация педагогических работников Условия Режим работы Материально-технический ресурс Доступная среда Расписание звонков Безопасность Информационная безопасность Учебные периоды Питание График питания Меню на каждый день Организация питания Мониторинг горячего питания Минпросвещением РФ Родительский контроль Здоровое питание Охрана здоровья Расписание уроков Финансирование Бюджетное финансирование Финансирование Платежные реквизиты Документы Организационно-правовые документы Организационно-распорядительные документы Распорядительные документы Результаты проверок Формы документов Ссылки Полезные ссылки Информационные системы Электронный журнал Контакты Обращения граждан Вопросы руководителю Набор в образовательную организацию и условия приема Вакантные места для приема (перевода) Использование материалов

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Александр Махнёв
Отоларинголог, врач высшей категории, стаж более 25 лет.
Семейная клиника Верис
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий