Советы учителя-логопеда Щепилиной С.С для родителей «Инфантильный тип глотания.Что это? Как преодолеть?»

Статья логопеда-психолога «Диал-Дент» Т.Б. Цукор

image

«Жуй-жуй! Глотай!» — знакомый всем лейтмотив одной из серий киножурнала «Ералаш». А я вам расскажу о том, как глотать правильно, и что нужно делать, если этот процесс нарушен. Многие удивятся: разве можно глотать неправильно? Ведь, как считает большинство, глотание относится к рефлекторным реакциям организма, таким как дыхание, слюноотделение, отдёргивание руки от горячей поверхности и т.д. Тем не менее, можно глотать неправильно! Называется это явление — инфантильный тип глотания.

Что такое инфантильный тип глотания?

Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой. Но по мере появления зубов сосание заменяется жеванием, а инфантильный тип глотания перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Внешне инфантильный тип глотания у детей (не младенцев) и взрослых вполне различим: при неправильном глотании язык прокладывается между верхними и нижними зубами и в боковых пространствах между зубами. Есть ещё вариант: язык во время неправильного  глотания не прокладывается между зубами, а упирается в нижние резцы. Причины инфантильного типа глотания разные: длительное сосание соски, искусственное вскармливание, короткая уздечка языка, сосание пальца на протяжении длительного времени, преобладание в рационе ребенка жидкой пюреобразной пищи, ротовое дыхание, в общем, все то, что способно удерживать язык длительное время на дне полости рта.

Нужно ли исправлять неправильное глотание?

Конечно! Неправильное положение языка создаёт неблагоприятную ортодонтическую ситуацию во рту: дистальный прикус, передний и боковой открытый прикусы, недоразвитие верхней челюсти и опережающее развитие нижней, сужение твёрдого неба, поскольку язык перестаёт выполнять поддерживающую функцию. Оговорюсь, что необязательно основной причиной неправильного прикуса может быть язык. Есть и наследственные факторы! Но, если ортодонт сталкивается с инфантильным типом глотания, то целесообразно отправить такого пациента к логопеду, чтобы проверить рабочие параметры языка. Зачем это нужно, если неправильное положение стало привычным? Дело в том, что язык, как мощный мышечный орган, способен «испортить» работу ортодонта. Произойдет это не сразу. Пройдёт 1-2, возможно, 3 года, и созданный такими большими усилиями новый прикус начнет «расползаться». А причиной может стать неправильная работа языка. Специалисты ортодонтического отделения Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» давно работают в тесном сотрудничестве с логопедом и получают стабильные результаты лечения.

image

При неправильном глотании также страдает процесс жевания. Пациент может испытывать боли в ВНЧС, шейном отделе, затылочной, височной и лобной областях головы.

Как исправить инфантильный тип глотания?

Новый способ глотания, его еще называют соматический, поможет создать логопед, который назначит специальный комплекс артикуляционной гимнастики и тренировочных упражнений. Комплекс подбирается индивидуально, но есть и общие для всех упражнения (их список смотрите ниже).

Выполнять упражнения можно и нужно до, во время и после ортодонтического лечения. Лучше всего начинать до установки ортодонтической аппаратуры. Если случай несложный, то упражнения выполняются в течение 10-15 минут ежедневно на протяжении 1,5-2 месяцев. На плановых занятиях логопед корректирует технику выполнения упражнений, вводит в комплекс дополнительные упражнения для закрепления нужных навыков, проводит массаж языка.

Комплекс артикуляционной гимнастики при инфантильном типе глотания

Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, плечи слегка отвести назад и чуть опустить, грудь расправить, живот подтянуть, коленные суставы согнуть, ноги и пятки вместе. Упражнения выполняются в медленном темпе на счёт 1-2-3-4 с повторением от 15 до 30 раз ежедневно.

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

2. Качели

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

3. Маляр

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Сделайте 4 прохода.

6. Лошадка

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

7. Зеваем, жуём, глотаем

Запрокинув голову имитировать жевательные, глотательные, зевательные движения. Язык находится за верхними зубами.

8. Футбол

Закройте рот, упирайте кончик языка с напряжением то в одну, то в другую щёку так, чтобы за щекой «надувались мячики».

9. Карандаш

Расположите карандаш вдоль передних зубов, удерживая его сжатыми зубами. Кончик языка перемещайте то выше, то ниже карандаша.

10. Восьмерки

Рисуйте на твёрдом нёбе кончиком языка  «восьмерки» 15-30 раз.

11. Цифры

Рисуйте кончиком языка на твёрдом нёбе цифры 1, 2, 3, не отрывая кончика языка, пока не «напишете» все три цифры. 15-25 повторов.

12. Учимся глотать

Поднимите язык кверху и прижмите его к переднему участку твердого неба в области небных складок, зубы сожмите, губы сомкните (исходное положение). Попробуйте проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка. Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. Упражнение повторяют в первый день 5-6 раз, во второй — 2 раза (утром и вечером) по 5-6 раз, затем — 3 раза в день по 10-12 раз.

Для окончательной автоматизации процесса правильного глотания применяем то же исходное положение. Только теперь удерживаем язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

ВАЖНО! Следите за осанкой во время выполнения всех упражнений.

Получить полноценную консультацию по типу глотания можно только очно, посетив логопеда!

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в Facebook.

Инфантильный тип глотания у детей

Глотание — сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта в желудок. Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания, которое в первые месяцы называется инфантильный.

 До прорезывания первых зубов такой инфантильный тип глотания, при котором язык упирается в губы, является физиологической нормой.

Но по мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, а тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический(«взрослый»).Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань.

Как проверить тип глотания?

Если после прорезывания всех молочных зубов во время глотания у вашего ребенка:

  • губы не смыкаются
  • губы сомкнуты, но в момент глотания язык отталкивается от губ, губы сжимаются, сокращается круговая мышца рта
  • язык находится между зубами    
  • участвует подбородочная мышца, при глотании можно наблюдать ямочки на коже подбородка
  • участвуют мышцы шеи

Вы можете проверить – при глотании разведите губы ребенка, и если язык находится между зубами –нарушение глотания!

В момент глотания ребенок с инфантильным типом глотания прокладывает язык между верхним и нижним зубными рядами, что способствует формированию открытого прикуса.

При этом в акте глотания участвуют околоротовые мышцы, т.е. заметно напрягаются нижняя часть круговой мышцы рта, подбородочная мышца и мышцы шеи, что легко обнаружить, попросив ребенка сглотнуть слюну.

 

Признаки соматического (нормального) глотания:

  • Губы сомкнуты без напряжения
  • Круговая мышца рта неподвижна
  • Лицо спокойно, мимические мышцы вокруг рта неактивны
  • Язык отталкивается от слизистой оболочки нёба сразу позади верхних передних зубов

Причины инфантильного типа глотания:

— длительное сосание соски,

— позднее включение в рацион твердой пищи,

— позднее прорезывание временных зубов,

— короткая уздечка языка,

— ротовое дыхание

— хронический тонзиллит, аденоидные разрастания, также способствуют смещению языка вперёд.

— ранняя потеря, удаление передних молочных зубов

— частые простудные заболевания у ребенка

Если у ребенка  в рационе преобладает мягкая, обработанная термически пища, а не твердые  овощи, фрукты, мясо, то несмотря на наличие у него зубов, полноценный акт жевания не формируется, и перехода от инфантильного типа глотания к соматическому не происходит.

Учимся глотать.

А. Ребенок поднимает кончик языка кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба,зубы сжимает, губы смыкает (исходное положение).

Просите его проглотить слюну, не изменяя положения кончика языка.

Если язык находится между зубными рядами, то упражнение выполняется неправильно. В 1 день 5-6 повторений, во 2 — 2 раза (утром, вечером) по 5-6 раз. В последующие дни — 3 раза в день по 10-12 раз.

Б.Исходное положение то же. Только теперь Ваш ребенок должен удерживать язык в таком положении в течение 5 мин. В последующие дни время выполнения упражнения увеличивают до 10 мин.

В.Исходное положение то же. Теперь Вы научите своего ребенка правильно глотать, не отрывая языка от неба просите его проглатывать слюну с сомкнутыми губами. Упражнение повторяют 3 раза в день по

10 раз. При этом необходимо следить за тем, чтобы губы были расслаблены.

Жуём твёрдую пищу.

Грызём, жуём, глотаем– морковку, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки…

Маляр.

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.

Зеваем, жуём, глотаем.

Запрокинув голову: имитировать жевательные движения, позёвывать, жевание и глотание с закрытым ртом.

 

Футбол.

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так, чтобы под щекой надувались мячики.

 

Карандаш.

Применяют упражнение с карандашом — располагают карандаш поперек зубного ряда, удерживают его сжатыми зубами. Кончик языка перемещают то выше, то ниже карандаша.

Лошадка.

Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кон кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Выполнять 50-60 раз.

Использование ортодонтических аппаратов

пластинка MUPPY  вестибулярная пластинка с бусинкой миофункциональные трейнеры

Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ И СВОЮ УЛЫБКУ!!!!  

Начни день

со здоровой улыбки!

Подробнее!

Главная > О клинике > Новости > Правильное положение языка способствует внешней привлекательности лица

Правильное положение языка способствует внешней привлекательности лица

07.03.2019

Ранее мы уже говорили максилле, какую роль она играет в формировании привлекательности лица. Если эта кость выдвинута вверх и вперед, она поддерживает глазные яблоки, способствует увеличению скул, уменьшению расстояния между верхней губой и носом, созданию обаятельной широкой улыбки. Чем обусловлено правильные форма и расположение этой «кости красоты»? Как оказалось, существует два основных фактора: формирование правильного («взрослого») типа глотания и особое положение языка в расслабленном состоянии, при котором он воздействует на участок неба, находящийся рядом с передними зубами верхней челюсти. Рассмотрим более подробнее то, как должен быть расположен язык для выдвижения максиллы вверх и вперед.

Положение языка в полости рта

Доктор М. Мью опубликовал большое количество видеороликов на YouTube, в которых речь идет о важности правильного положения языка. Это известный британский ученый, основатель направления orthotropics, изучающего горизонтальное развитие лица. Он утверждает, что кончик языка среднестатистического человека упирается в область зубов.  Более правильным является положение, когда эта часть касается углубления на небе. Именно здесь находится кончик языка испанца, когда он произносит мягкий звук ñ. У большинства людей, попытавшихся расположить язык так, как описано выше, его задняя часть окажется немного ниже, чем требуется.

Правильным считается положение, когда неба касается не только кончик языка, а и вся задняя часть этого органа. В этом случае возникает усилие, направленное вертикально вверх. Если расположить язык правильно и попытаться глотнуть, среднестатистический человек испытает абсолютно иные, непривычные ощущения. В этом случае на максиллу действуют две силы: направленная горизонтально и вертикально. Они исходят из задней части языка и мышц этого органа, которые берут свое начало в подъязычной кости. Под действием этих сил максилла развивается вперед и вверх, формируя привлекательное лицо.

Для большей наглядности приведем пример с передвижением тяжелого предмета мебели. Если язык расположен неправильно, на максиллу воздействует только одна сила, то есть, мебель двигает только один человек, с чем у него возникают серьезные трудности. Касание неба не только кончиком, а и задней части языка можно сравнить с появлением нескольких накачанных мужчин, которые пришли на помощь для передвижения массивной мебели.

Зависимость между положением языка и шириной максиллы

Если у человека с детства сформировалось правильное положение языка, это обусловит развитие ровной линии зубов. Ему не понадобятся специальные процедуры или приспособления для устранения неправильного прикуса, к числу которых относятся брекеты. На снимке выше показан дефект прикуса, сформировавшийся у мальчика к восьмилетнему возрасту. Это открытый двусторонний прикус перекрестного типа. Верхний клык – скученный и сместился относительно нормального положения. Все это отразилось на внешнем виде лица мальчика.

В нижней части снимка продемонстрирован результат обучения правильно располагать язык относительно неба, а также «взрослому» типу глотания. С этой целью была применена методика orthotropics. Верхняя челюсть заметно изменилась: стала ровной, выдвинулась в горизонтальном направлении и стала заметно шире. Лицо мальчика стало выглядеть более привлекательным.

Важность «взрослого» типа глотания

Ранее мы уже говорили о том, какое влияние на развитие ротового аппарата и мышц лица оказывает грудное вскармливание. Даже взрослому человеку следует регулярно употреблять в пищу твердые продукты, например, морковь, яблоки. Соблюдение этих правил — основа формирования горизонтально развитого привлекательного лица.

Два снимка, представленных выше, наглядно демонстрируют различия в развитии лица сестры и брата. Последнего вскармливали грудью на протяжении 30 месяцев. В возрасте одного года ему впервые дали попробовать твердую пищу. Лицевые мышцы находятся в хорошем тонусе, а лицо является горизонтально развитым, то есть его максилла выдвинута вверх и вперед. Специалисты в области ортодонтии обследовали мальчика и заключили, что обе челюсти правильно расположены относительно друг друга, прикус — правильный.

У сестры этого мальчика язык не прижат к небу, а его кончик упирается в зубы. Мать вскармливала ее грудью на протяжении 13 месяцев. В последствии она была переведена на искусственное питание. При сосании пустышки язык малыша не прижимается к небу, а опускается в нижнюю часть рта. В результате формируется неправильный тип глотания. Подобное наблюдается и у тех детей, которые имеют привычку сосать палец или соску. К сожалению, все это негативно повлияло на привлекательность лица девочки: оно вытянуто вниз, а нижняя челюсть слегка задвинута назад.

Многие из читателей предположат, что всему виной гены. Но на снимках запечатлены родные брат и сестра. Именно использование разных подходов к вскармливанию детей приводит к таким существенным различиям в лицевом развитии, которые настолько заметны даже в девятилетнем возрасте. У каждого может возникнуть вопрос: а как могло бы выглядеть мое лицо, если бы его развитие происходило в максимально благоприятных условиях?

Влияние используемого типа глотания на привлекательность лица

Доктор М. Мью, подчеркивающий важность развития «взрослого» типа глотания, утверждает, что это возможно только в случае правильного положения языка в ротовой полости. Всю «работу» берет на себя язык, а именно, его глубокие мышцы. Участие губ или щек практически исключено. Мышцы лица могут терять свой тонус, если происходит их хаотичное сокращение, вызванное использованием неправильного типа глотания. Результат – «опадающий» овал лица, обвислые или одутловатые щеки, припухлости под глазами. Описанные метаморфозы напрямую связаны с перемещением максилл вниз.

Слабый тонус мышц становится причиной желания использовать тип дыхания «через рот», для которого необходимо, чтобы язык был расположен внизу рта. Это обуславливает еще большее развитие лицевой дистрофии. Неправильный тип глотания – причина раннего появления глубоких мимических морщин в результате задействования мышц щек, губ и подбородка, которые со временем теряют свой тонус.

Как заставить себя держать язык в правильном положении

Основатель направления orthotropics утверждает, что контроль над мышцами задней части языка осуществляет подсознание человека. Это означает, что положение, занимаемое языком, поддерживается «автоматически». И если человек привыкнет держать язык правильно (задняя поверхность упирается в небо), то такое состояние будет поддерживаться неосознанно. Выходит, что наше подсознание может сыграть важную роль в формировании внешней привлекательности лица, если мы приложим некоторые изначальные волевые усилия.

Мы легко может осуществлять осознанный контроль над передней частью языка во время бодрствования. Но в состоянии сна подобный контроль невозможен. Поэтому очень важно выработать «привычку» правильно располагать язык в полости рта на подсознательном уровне. Надлежащее положение этого органа играет важную роль по мнению приверженцев учений китайской нетрадиционной медицины, согласно которым от этого зависит правильность распределения энергии в человеческом организме.

Язык играет роль своеобразного «переключателя», который соединяет главные энергетические каналы ци и замыкает «маленький небесный контур». Если язык находится за передними зубами в углублении неба, он замыкает базовые каналы и в таком положении считается «точкой ветра». В этих учениях также описаны еще две точки: «огня» и «воды». Первая (ян) находится по центру твердого неба, вторая (инь) расположена ближе к основанию неба. Не рекомендуем сразу пытаться расположить язык в этих точках. Новичку будет весьма сложно глотать, возможно даже появление рвотного рефлекса. Однако, если расположить язык так, чтобы его кончик касался неба за резцами, может появиться приятное ощущение, будто возникает ток слабого напряжения. Оно станет все более устойчивым со временем. В результате выработки неосознанного рефлекса язык будет находиться в правильном положении, не вызывая никакого чувства дискомфорта.

Методы миофункциональных тренировок

Такие упражнения приносят эффект в случае, если человек регулярно напоминает самому себе о необходимости помещения кончика языка в зону, расположенную за резцами на небе. Как уже было сказано выше, в такой позиции находится язык, когда испанцы произносят звук ñ. При этом основание языка также должно быть приподнятым и прижатым к небу, чтобы возникла сила, выталкивающая максиллу в вертикальном направлении. Лучший вариант для новичков – расположить язык так, как описано выше, и при этом широко улыбаться, будто произнося слово cheese (с английского – сыр). Зубы необходимо сомкнуть, но не слишком сильно прижимать друг к другу.

Спустя некоторое время, когда такое положение языка станет казаться привычным, нужно попробовать сделать глотательное движение. Вначале возникнет необычное ощущение в задней части горла. Это произойдет потому, что задняя часть языка коснется неба. При повторном глотании необходимо в точности повторить движения, чтобы это ощущение сохранилось. В глотании не должны быть задействованы щеки или губы! Рекомендуем выполнять упражнение перед зеркалом, чтобы убедиться, что подвижен только кадык. Новички испытывают неприятные ощущения, словно они пытаются удушить себя собственным языком. Такие упражнения можно сравнить с тренировкой в спортивном зале, только при этом задействованы не бицепсы или трицепсы, а самая сильная мышца человеческого тела – язык. Отвлекаясь на что-либо, можно забыть об ощущениях, возникающих при правильном положении языка в полости рта. В таких случаях следует вновь выполнить описанные выше упражнения. Поскольку язык находится во рту, никто не заметит производимые вами манипуляции.

Если эти упражнения даются намного легче, чем поначалу, пора приступать к более сложной части – питью воды мелкими глотками при правильном положении языка. Самый последний этап – глотание пищи. Рекомендуем начать с проглатывания жидкой пищи и небольших кусочков твердой.

Тренировки для языка можно выполнять утром и вечером сразу после чистки зубов. Рекомендуемая длительность – 5 минут. Спустя некоторое время эти упражнения войдут в привычку, а поддержание правильного положения языка станет неосознанным рефлексом. Самая сильная мышца сохранит «исходное» положение даже во время ночного отдыха.

Такие упражнения для детей можно представить в виде веселой игры. Главное – заинтересовать их выполнять эти нехитрые манипуляции с языком. Практика показывает, что дети начинают держать язык правильно спустя всего несколько недель после начала тренировок. Взрослым требуется немного больше времени. Ощутимого результата удается добиться спустя 7-8 месяцев.

Нужно помнить – от положения языка зависит направление лицевого развития, значит, и внешняя привлекательность. Чем большие усилия оказывает самая сильная мышца человеческого тела на верхнее небо, тем сильнее расширяется верхняя челюсть, обуславливая объемный вид максилл, обаятельную улыбку, внешнюю красоту лица в целом. Настоящий успех достижим только при регулярной практике!

Другие полезные статьи:  — Можно ли добиться высоких скул нехирургическим путем?  — Почему максиллу называют костью красоты  — Последствия коррекции прикуса с помощью брекетов, о которых умалчивают

Очень часто родители обращаются к логопеду с проблемой нечеткого звукопроизношения у детей. Причиной являются неправильный прикус, амимичность лица, нарушение функции глотания и жевания, преобладание ротового дыхания. Одним логопедом тут не обойдешься. Нужна комплексная работа специалистов: ортодонта, психолога, стоматолога, логопеда, невролога, инструктора ЛФК.

В 

Что такое миофункциональные нарушения

В 

При обследовании у многих детей выявляется аномальное строения ротовой полости: мелкие зубы, искаженный прикус, верхняя челюсть выступает над нижней или наоборот, короткая уздечка, неправильная позиция языка в покое, вялые, несмыкающиеся губы (поэтому рот все время открыт) и т.п.В  Вследствие перечисленного снижается или повышается тонус жевательных и мимических мышц, нарушается процесс глотания и дыхания (ротовое). Все это в совокупности и называется миофункциональными нарушениями (МФН). По их причине у ребенка не только дефекты звукопроизношения и В«кашаВ» во рту (нарушение темпа речи, просодики), но и проблемы с постановкой и автоматизацией звуков. Использования логопедического зондового массажа и артикуляционной гимнастики в данном случае недостаточно. Необходим расширенный и углубленный подход.

В 

Причины миофункциональных нарушений

В 

Генетические – 25 %. Короткая уздечка часто передается по наследству. Одновременно и неправильный прикус бывает В«унаследованнымВ», когда искажено произношение звуков [р], [л], [с], а также шипящих.

Вредные привычки: сосание пальца, соски после года, закусывание языка, губ, щек, высовывание языка между зубов. Сосание не является физиологической нормой, поэтому к году, послеВ 

В В 

появления первых зубов, не рекомендуется сосать не только пустышку, бутылочку, но и грудь. Процесс сосания должен плавно перейти в паттерн жевания, что благоприятно скажется на четком звукопроизношении. Сосание активизирует работу мозга до определенной поры. Позже может оказать обратное влияние, вплоть до задержки психического развития. Чем дольше развивается сосание, тем больше усложняется ситуация с поддержанием мышечного тонуса. Сосание пальца приводит к деформации челюсти. Ротовое дыхание.В Может возникать вследствие аллергических реакций на бытовую химию, продукты питания. Реакции могут быть вялотекущими, характеризуются частой заложенностью носа. Чтобы получить кислород, необходимый для мозга, ребенок начинает дышать ртом. Со временем из-за неправильной работы дыхательной системы развивается хроническая гипоксия. Даже если у ребенка немного разомкнуты губы, устанавливается смешанное дыхание. Инфантильное глотание. Является нормой до года жизни. После прорезывания молочных зубов заменяется жеванием. В связи с тем, что многих детей длительное время кормят измельченной пищей, формируется неправильный паттерн при глотании, сохраняется инфантильное. Процесс жевания укрепляет жевательную мышцу языка. Часто с закреплением жевания улучшается качество речи. Вялое сосание и жевание. В последнее время стремительно развивается в связи с появлением различных пакетов и бутылочек для высасывания. Это поддерживает инфантильное глотание, нижнее положение языка, которое не является нормой у ребенка старшего дошкольного возраста. Раннее удаление молочных зубов.

Признаки МФН

Понять, есть у ребенка миофункциональные нарушения или нет, можно даже по внешнему виду:

  • все время приоткрытый рот;

  • дыхание через рот;

  • напряжение губ при глотании;

  • язык вываливается в межзубное пространство во время разговора;

  • неправильное произношение многих звуков;

  • часто дистальное положение нижней челюсти (верхние зубы выступают над нижними), при этом нижняя челюсть вместе с положением языка отодвигается к глотке;

  • гиперсаливация (слюнотечение), повышенное слюноотделение;

  • снижение иммунитета и частые простудные заболевания.

В 

У малышей с МФН инфантильный тип глотания. При сглатывании выдвигаются вперед губы, при этом работают мышцы, которые заставляют делать кивок шеей. Поэтому очень часто возникает гипертонус шейно-воротниковой зоны. Из-за того, что нижняя челюсть при глотании отодвигается кзади, она частично перекрывает дыхательные пути. Так как организму нужен кислород, ребенок начинает выдвигать голову вперед. В результате, меняется соотношение головы и туловища, голова как бы подвешивается. Центр тяжести смещается. Чтобы удержать голову, мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это напряжение вызывает механическое сдавливание сосудов, которые питают головной мозг, и формирует хроническую гипоксию. Питательные вещества не поступают в мозг полноценно, меняется координация движений ребенка. Чтобы удержать голову, тело смещается вперед: руки В«завернутыВ» вперед, лопатки торчат, позвоночник искривлен.

В 

Чтобы уравновесить свое тело в пространстве, ребенок находит удобную, но неправильную позу. Развивается поясничный гиперлордоз, становятся слабыми мышцы живота, возникает синдром выпяченного животика. Дети с МФН ставят ноги не в то положение, которое должно быть в норме. Из-за этого формируется вальгусное или варусное состояние стоп. В связи с изменением положения тела в пространстве, ребенок не может качественно владеть своим телом. По сути, это как ребенок с ДЦП.

В 

В В 

Также причиной аномального прикуса является нарушение работы мышц щек, языка, губ, подбородка. Если язык работает неправильно, развивается гипоксия, деформация лица, уплощение глазничных областей. Язык, который находится в гипертонусе, имеет высокий рвотный рефлекс. Во время пережевывания достаточно тяжело переворачивает пищу и обрабатывает ее слюной. Ребенок не может полноценно двигать пищу в полости рта. При любом прикосновении, возникает позыв к рвоте, а это неприятно, поэтому малыш будет рефлекторно его избегать. Станет жевать передней частью языка или перетирать еду о передние зубы. При плохой обработке пищи слюной она поступает в желудок в достаточно грубом состоянии и раздражает слизистую, поэтому у детей бывают частые дисфункции ЖКТ, ранние гастриты, запоры, расстройства стула.

В 

Работа с детьми, имеющими миофункциональные нарушения

В 

У детей с МФН часто наблюдается задержка речевого развития, дислалия, дизартрия. Если обратиться за помощью только к логопеду, который начинает работать с органами артикуляционного аппарата, проблемы с речью не решатся. В данном случае нужно провести грамотную комплексную работу с несколькими специалистами.

В 

Прежде всего важно скорректировать тип глотания. Для этого необходимо посетить миофункционального терапевта, который поможет укрепить круговую мышцу рта с использованием трейнеров, проведет грамотный массаж стоп, грудной клетки, шейно-воротниковой зоны, миофасциальный релиз, ДЭНС-терапию, тейпинг-терапию.

В 

Для восстановления носового дыхания нужна консультация лор-врача. Хорошо поможет тейпирование пазух носа.

В 

Стоит обратиться к ортодонту и детскому стоматологу. Чтобы устранить открытый прикус, специалисты рекомендуют применять особые вестибулярные пластины (трейнеры). Это мягкие силиконовые насадки, регулирующие состояние языка и нормализующие мышечный баланс ротовой полости. Также рекомендуют применять пластинки с проволочной заслонкой (для установления правильной позы языка) и с бусинкой (для разминки мышц языка перед проведением артикуляционной гимнастики). Такие пластины облегчают работу логопеда. Благодаря им можно поставить сложные звуки.

Есть вопросы?

В Задайте ихВ 

логопеду

детскому стоматологу

детскому неврологу

Если логопед не владеет техниками массажа, можно обратиться к миофункциональному массажисту, неврологу, инструктору ЛФК. Для улучшения общей моторики и координации движений необходимы специально подобранные физические упражнения. Посещение психолога необходимо, если вследствие МФН возникает задержка психического развития и нарушение эмоционально-волевой сферы.

В 

Юлия Савельева

Стоматолог сказал, что у ребенка инфантильный тип глотания. Что это и как решить проблему?

Отвечает: 

Анна Александровна Стволыгина

image

Специализация: 

стоматолог-ортодонт

Причины данной проблемы:

  • длительное сосание соски или бутылочки;
  • короткая уздечка языка;
  • сосание пальца;
  • ротовое дыхание;
  • преобладание в рационе жидкой пищи.

Неправильное положение языка провоцирует развитие дистального или открытого прикуса, верхняя челюсть не развивается должным образом, растущим зубам не хватает места. Этот вопрос приходится решать с ортодонтом и логопедом.

Для предупреждения развития инфантильного типа глотания необходимо посещать стоматолога с раннего возраста. Он обязательно заметит проблему и предложит пути решения.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Александр Махнёв
Отоларинголог, врач высшей категории, стаж более 25 лет.
Семейная клиника Верис
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий