Памятник Носу майора Ковалева описание и фото. Россия — Санкт-Петербург: Санкт-Петербург

image © 1999-2021 ИА REGNUM

При цитировании информации гиперссылка на ИА REGNUM обязательна.

Использование материалов ИА REGNUM в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Об агентстве Новости России Зарубежные новости Пресс-центр Медиа-кит Карта сайта  RSS sfo@regnum.ru +7 495 645-80-75 119072, г. Москва, Берсеневский пер., д. 2, стр. 1

Свидетельства о регистрации СМИ:

Эл № ФС77-55029 от 14 августа 2013 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор);

ИА № ФС77-51367 от 23 ноября 2012 года, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Россия в–№ Северо-Западный ФО в–№ Санкт-Петербург в–№ Адмиралтейский район в–№ Сенной округ в–№ Вознесенский проспект, 36Достопримечательность в–№

Фотографии

Описание

Памятник Носу майора Ковалева был открыт 27 ноября 1995 года.Его расположили на фасаде дома №11 по Вознесенскому проспекту.

Он представляет собой серую известняковую путиловскую плиту, в нижней части которой вмонтировано изображение носа, высеченного из розового украинского мрамора, привезенного с родины Н. В. Гоголя.

Как известно, нос майора Ковалева частенько покидал своего владельца и свободно разгуливал по городу.

Вес памятника составляет около 100 кг.

Это описание достопримечательности Памятник Носу майора Ковалева в Санкт-петербурге, Санкт-петербурге (Россия). А также фотографии, отзывы и карта окрестностей. Узнайте историю, координаты, где находится и как туда добраться. Ознакомьтесь с другими местами на нашей интерактивной карте, получите более подробную информацию. Познайте мир лучше.

Кольцо В«Культурно-исторические достопримечательностиВ» Нос снова покинул своего хозяина и свободно разгуливает по улицам. Кольцо В«ПамятникиВ» Видим. Помним. Всего 3 редакций, последнее 9 лет назад сделано из

Истории

Добавить первуюно что такое истории?

магазин сумок(9 м) В  УралСибБанк(40 м) В  кафе Коломбо(40 м) В  аптека(40 м) В  Собр Гувд Спб(60 м) В  Мобилман(90 м) В  Гостиница «Амбассадор» ****(100 м) В  салон красоты Эдем(100 м) В  Прометей, Ремонт и строительство(20 м) В  Эдем, Салоны красоты(30 м) В  Эдем, Салоны красоты(40 м) В  Оптика-Стиль, Оптика(50 м) В  Квант, Оптика(60 м) В  Мистер d, Одежда и обувь(60 м) В  карта Шушары(12,7 км) В  карта Бугры(17,3 км) В  карта Александровской(17,4 км) В  карта Парголово(17,9 км) В  карта Петро-славянки(18,3 км) В  карта Мурина(19 км) В  карта Пушкина(19,5 км) В  карта Павловска(21 км) В  карта Нового Девяткино(21,8 км) В 

Постоянная ссылка на эту страницу

Имя Майор Ковалев заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль – кузнец; ср. поговорку: “кузнец своего счастья”), с другой – имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и пародийно диссонирующее отчество простоватого Кузьмы, что в тона М. К. не помышляет ни об идеализме, ни о платонической любви.

Его философия, как у Хлестакова (и Пирогова), “срывать цветы удовольствия”. М. К.- “кавказский” коллежский асессор (чин 8-го класса соответствовал майору в военной табели о рангах). На Кавказе этот чин получить было проще, туда, съезжались за чином молодые титулярные советники.

Майор Ковалев именует себя майором необоснованно, ибо по указу Екатерины II от 15 – ноября 1793 г. статские не имеют права именовать себя воинскими чинами. Следовательно, сущность образа Майор Ковалев амбиция, самолюбие, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона: “Он мог простить все, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию”.

Притом Нос М. К. на три чина выше Майор Ковалев и служит по другому ведомству, что разрушает стройный мир иерархического порядка в сознании М. К. Таинственные и мистические силы жизни бросают несложное бытовое существо, занятое исключительно пошлыми, материальными проблемами, в вихрь жестоких испытаний, оканчивающихся ничем (С. Бочаров). М. К. попадает в центр так называемой “миражной интриги” (Ю.

Манн), “вступает в конфликт с собственным носом” (Г. Гуковский). От исхода этой борьбы зависят все блага жизни для М. К. Цирюльник М. К. Иван Яковлевич обнаруживает нос запеченным в хлебе, узнает, чей это нос, пытается избавиться от него, бросив его в Неву.

Сам М. К. находит себя без носа, глядясь в зеркало (устойчивый гоголевский мотив разоблачения).

Портрет Майор Ковалев “фигура фикции” (А. Белый), так как он строится на отсутствии носа: “У него вместо носа совершенно гладкое место!” Пародийно уравновешивают отсутствие носа только бакенбарды: “эти бакенбарды идут по самой средине щеки и прямехонько доходят до носа”. М. К. бежит искать свой нос, видит его разъезжающим в карете: “Он был в мундире, шитом золотом, с большим стоячим воротничком; на нем были замшевые панталоны; при боку шпага. По шляпе с плюмажем можно было заключить, что он считался в ранге статского советника”.

Нос молится в Казанском соборе, не желает разговаривать с М. К., униженно просящим, чтобы Нос вернулся на законное место. В поисках собственного носа М. К. едет к обер-полицмейстеру, затем в газетную экспедицию давать объявление о пропаже своего носа, к частному приставу.

Злоключения М. К. наполняют метафору носа многообразными смыслами: намеками на распутство М. К. (“Если же встречал какую-нибудь смазливенькую, то давал ей < …> секретное приказание, прибавляя: “Ты спроси, душенька, квартиру майора Кова-

Лева”), на связь с возможным сифилисом 241 (М. К. видит в церкви “сестер по несчастью”: ряд нищих старух “с завязанными лицами и двумя отверстиями для глаз, над которыми он прежде так смеялся”). Искания вице-губернаторского или экзекуторского места, а также женитьба без носа невозможны.

М. К. решает, будто его нос с помощью колдовства испортила штаб-офицерша Подточина, на дочери которой он обещал жениться, но оставил мать и дочь “с носом”. Наконец, нос приносит М. К. полицейский чиновник, перехвативший нос на границе по пути в Ригу: “И странно то, что я сам принял его сначала за господина. Но, к счастью, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос”. Доктор отказывается пришивать нос, предлагает положить в банку со спиртом и продать.

Слухи вокруг путешествующего по Петербургу Носа разрастаются и собирают любопытных. Нос с прежним прыщом (двойная метонимия) вдруг опять оказывается на лице М. К.

Нос М. К. в ранге статского советника – превратившаяся в персону и отделившаяся от М. К. воплощенная мечта, мыслимый предел его тайных амбициозных желаний, что объясняет претензии М. К. на вице-губернаторское место, не соответствующее чину. Образ Носа, таким образом, тождествен другим трагикомическим гоголевским персонификациям социальной неполноценности персонажей: шинели Башмачкина, короны испанского короля Поприщина. Социальный гротеск пронизывает образ М. К. и выражается в том, что Нос одновременно самозванец и вместе с тем может не хуже других занимать ответственный пост (Г.

А. Гуковский).

Нос М. К. исчезает 25 марта – в Благовещение, в пятницу (день распятия). М. К. распутен, он плоть от плоти веселящегося Петербурга, оскверняющего день поста и праздник Благовещения (в церкви М. К. нацеливается пофлиртовать с тоненькой дамой с полупрозрачными пальцами, но с отчаянием вспоминает про отсутствующий нос). Мистическая пропажа носа и страдания, связанные с ним, забываются М. К. сразу же, едва нос возвращается на место. Смысл образа М. К.- торжество пошлости, вновь обретенный нос только подчеркивает потерю человеческого лица, даруемого Богом (ср. образы Пирогова (“Невский проспект”), Чертокуцкого (“Коляска”), Ноздрева).

Низменные страсти одерживают победу над христианскими ценностями (любовью, благочестием, сочувствием, состраданием): М. К. заезжает в кондитерскую, любуется в зеркале носом (“есть нос!”), издевается над военным, у которого “нос никак не больше жилетной пуговицы”, хлопочет о вице-губернаторском месте, встречает штаб-офицершу Подточину с дочерью (“вынувши табакерку, набивал пред ними весьма долго свой нос с обоих подъездов”), делает им нос, наконец, покупает себе орденскую ленточку. Западная цивилизация, олицетворенная в образе Петербурга – туманного и фантастического города, – растлевает и “омертвляет” душу М. К., погоня за чинами приводит к “страшному раздроблению” ( Гоголь ) человека и мира.

Образ Носа М. К. Гоголь заимствовал из журнальной “носологии”, романа Л. Стерна “Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена” (В. Виноградов), а также из общего увлечения в 20-30-х гг. XIX в. натурфилософскими и мистическими учениями, в том числе физиогномическими (ср. популярные учения Лафатера, френологию Галдя, физиогномический раздел “Авроры” Я. Беме).

По повести Гоголя написана опера Д. Д. Шостаковича “Нос” (1928), в которой герой и сюжет были воплощены (под влиянием В. Э. Мейерхольда и его постановки ” Ревизора “) в приемах трагической буффонады.

Герой повести Н. В. Гоголя “Нос” « Анализ элегии А. С. Пушкина “На холмах Грузии”. Продолжение Образы крестьянских детей в произведениях Н. А. Некрасова » Домой Достопримечательности Европы Достопримечательности России Памятник “Нос майора Ковалева” (Россия)

Всего в мире насчитывается три памятника главному герою гоголевской повести, из которых аж целых два находится в Санкт-Петербурге. Почему культурная столица России удостоила таким вниманием столь неприметное создание чьей-то фантазии? Один необычный памятник необычному персонажу – это понятно, это модно, это современно, но два, причем абсолютно одинаковых – зачем? Попробуем разобрать эту нетривиальную задачку.

Итак, шел 1995 год. На Вознесенском проспекте появился новый памятник весом почти в 100 килограмм, творение Владимира Панфилова – “Нос майора Ковалева”. Орган обоняния сделан из красного мрамора, и, как замечают знающие люди, является копией носа скульптора. Но в 2002 году случилась трагедия – нос исчез. Туристы, приходившие полюбоваться местной достопримечательностью, обозрев голую стену, уходили ни с чем. Руководство музея городской скульптуры не могло терпеть такое положение вещей и заказало Панфилову копию памятника. Владимир с задачей справился, сдал работу Музею, получил причитающиеся, и в этот момент случился крутой поворот сюжета – на лестничной площадке дома 15 по Средней Подьяческой улице нашелся старый памятник. На радостях его сразу установили на место, и только потом обратили внимание, что вообще-то имеется копия, которую тоже куда-то нужно приткнуть. После долгих размышлений администрация Музея решила, что клонированному Носу самое место на стене их собственного административного здания. Так вот и получилось, что Петербург стал дважды “носатым”.

Памятник “Нос майора Ковалева” (Санкт-Петербург, Россия)
Памятник “Нос майора Ковалева” (Санкт-Петербург, Россия)
Памятник “Нос майора Ковалева” (Санкт-Петербург, Россия)
Памятник “Нос майора Ковалева” (Санкт-Петербург, Россия)

В мире всего три памятника знаменитому носу майора Ковалева, который является героем повести «Нос» Николая Васильевича Гоголя. И все три памятника вы можете увидеть, гуляя по улицам Санкт-Петербурга. Не многим литературным персонажам и даже историческим личностям (не считая разве что Ленина и Петра Первого) так повезло — трижды быть увековеченными в Северной столице, а уж всего лишь органу обоняния героя тем более.

В истории появления памятников «Нос майора Ковалева», первого, второго и третьего, мы попытаемся разобраться в данной статье.

Но сначала напомним содержание самой повести.

О чем «Нос»?

Цирюльник Иван Яковлевич завтракает и обнаруживает в хлебе, только что испеченном к трапезе, нос. Нос ему отлично знаком — он принадлежал коллежскому асессору Ковалеву. Испуганный цирюльник заворачивает нос в тряпицу и бросает с Исаакиевского моста.

А вот Ковалев просыпается без носа. На лице — совершенно ровное место, как только что выпеченный блин, без всякого намека на бывшее украшение. Направился Ковалев было к обер-полиц­мей­стеру, чтобы заявить о пропаже, да вдруг и увидел собственный нос. Тот держит себя человеком. Притом человеком непростым. На нем шитый золотом мундир и шляпа с плюмажем статского советника. Нос запрыгивает в карету, собираясь ехать в Казанский собор. Пораженный столь невероятным событием, майор догоняет его и просит вернуться, однако с высокомерием, присущим старшему по чину, тот говорит, что не понимает, о чем идет речь.

Ковалеву приходит в голову дать объявление о пропаже носа в газету. Но идея в редакции отвергнута — уж слишком скандален случай, не повредит ли он репутации уважаемого издания. Майор — к частному приставу. Но находящийся не в духе чиновник только отмахивается — мол, приличному человеку носа не оторвут.

Расстроенный Ковалев приезжает домой, куда вскоре к нему с визитом приходит квартальный надзиратель, который приносит утраченное — завернутый в бумажку нос. Якобы он был перехвачен с поддельным паспортом по дороге в Ригу.

Ковалев радуется, но оказывается, что нос никак не хочет возвращаться на прежнее место. Несмотря на все старания хозяина и даже приглашенного доктора, он отстает от лица и падает на стол.

А седьмого апреля нос, как ни в чем не бывало, оказывается снова между щек майора, своего законного владельца. И жизнь Ковалева входит в прежнюю колею.

История первого носа

На стене дома №11/36 по проспекту Римского-Корсакова (при пересечении с проспектом Вознесенского) красуется самый первый «загулявший» некогда нос.

История памятника носу тоже весьма таинственна, только она произошла в наши дни.

Как известно, 27 ноября 1995 года во время проходившего в Северной столице фестиваля сатиры и юмора «Золотой Остап» художником Резо Габриадзе и скульптором Владимиром Панфиловым с подачи актера и режиссера Вадима Жука был увековечен нос майора Ковалева.

Габриадзе и Панфилов, к слову сказать, в 1994 уже украсили Петербург маленьким шедевром — скульптурой «Чижик-пыжик» на Фонтанке, который хорошо известен жителям города и привлекает множество туристов.

Почему носом решили украсить дом именно на Вознесенском, понятно. Хотя сбежавший от хозяина орган обоняния «гулял» по Невскому проспекту, но впервые обнаружен был цирюльником в своем хлебе именно здесь, на Вознесенском.

image

Для нового памятника заказали и привезли розовый гранит с родных писателю украинских просторов. Массивный нос (который, по слухам, повторяет своими изгибами нос скульптора) вмонтировали в серую известняковую небольшую плиту, сделали поясняющую надпись о его литературном хозяине и водрузили на стену. Памятник получился небольшим — 60 на 35 см, но увесистым — около ста килограммов. Висел он себе спокойно до 2002 года, а в сентябре вдруг пропал.

Нос майора Ковалева, даже и памятник, исчезнуть был обязан, шутили тогда петербуржцы. Еще говорили, что по ночам нос, как положено, разгуливает по улочкам города, вынюхивая различные тайны. Только отчего-то дорогу обратно никак не найдет.

Туристы были огорчены исчезновением достопримечательности, полиция завела уголовное дело, но злоумышленников так и не нашла.

Второй нос и неожиданная находка

Тогда власти города решили установить дубликат — еще один «Нос майора Ковалева» в Санкт-Петербурге. На этот раз на фасаде нового выставочного зала Музея городской скульптуры. Этот музей расположен в переулке Чернорецком, доме 2. Предполагалось, что новый барельеф будет фактической копией прежнего. Создан он был архитектором и скульптором Вячеславом Бухаевым. Правда, размер этого памятного знака поменьше. Зато у него имеется отличительная черта — прыщик на самом кончике. Такой, как тот, что беспокоил когда-то героя повести майора Ковалева своим присутствием.

image

Однако спустя год после таинственной пропажи подлинник был обнаружен! Доску с носом в полуразрушенном состоянии нашли в одном из городских подъездов на Средней Подьяческой улице. Что было делать? Первый нос отреставрировали и водрузили на прежнее место. Говорят, использовали более прочные крепления и повесили выше прежнего места, тем более что следственные органы предположили: доска свалилась со стены сама, а потом ее просто кто-то подобрал и оттащил подальше.

Но верна ли эта версия или же памятник похитили неизвестные хулиганы — и по сей день остается загадкой.

Так что теперь в Санкт-Петербурге два брата-близнеца, два почти одинаковых носа.

Нос номер три

Но история с легендарными органами обоняния на этом еще не закончилась. Потому что на Университетской набережной (дом 7-9) в ознаменование наступающего двухсотлетия великого писателя в 2008 году установили уже не настенный памятный знак, а полноценную скульптуру. На тонких кривоватых ножках в шинели стоит господин Нос во дворе филологического факультета СПбГУ.

image

Между прочим, высечен он из камней, присланными крупнейшими университетами мира.

Четвертый нос

А вот и следующий. Но это уже не в Санкт-Петербурге. А в Киеве, на старинном Андреевском спуске. И «этот нос — совсем не тот нос» — если перефразировать известное выражение. Сей памятный знак посвящен органу обоняния самого писателя, который, согласно одной из легенд, страдая от насморка, именно в Киеве сделал первые наброски фантастической повести.

image

Официальное название памятного знака — «Нос Николая Гоголя». Эта киевская достопримечательность, созданная скульптором Олегом Дергачевым, была установлена в июле 2006 года.

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовил
Александр Махнёв
Отоларинголог, врач высшей категории, стаж более 25 лет.
Семейная клиника Верис
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий